Аннотация отчета:
Результатом исследования, проводимого в рамках гранта, стала разработанная, обоснованная и эмпирически подтвержденная психологическая концепция изучения интеллектуальных оснований распознавания эмоций представителями разных культур, включающая:
- теоретико-методологические основания изучения интеллектуальных проявлений (культурных, эмоциональных, социальных) личности в связи с распознаванием эмоций по лицевой экспрессии;
- теоретическую модель интеллектуальных оснований понимания эмоциональных состояний, раскрывающуюся через: структурные компоненты (социально-личностный и деятельностный); содержательные компоненты (когнитивный, метакогнитивный, мотивационный, поведенческий); динамическую и процессуальную составляющие; функции (адаптации, регуляции, антиципации);
- условия распознавания эмоций (политические, социально-экономические, культурно-интегративные, этноспецифические);
- результаты эмпирического исследования позволили выявить общее и особенное в реализации теоретической модели на двух выборках (студенты из стран Азии и России):
1) общими для выборок являются следующие компоненты модели: социально-личностный аспект структурного компонента, поведенческий аспект содержательного компонента и регуляторная функции;
2) специфичными для россиян: деятельностный аспект структурного компонента, когнитивный и мотивационный аспекты содержательного компонента; для студентов из стран Азии: метакогнитивный аспект содержательного компонента, динамическая составляющая, функции адаптации и антиципации;
- разработана, апробирована и внедрена программа психологического сопровождения иностранных студентов, в которой особое внимание уделяется эффекту перцептивной адаптации к эмоциональным состояниям, развитию эмоционального, социального и культурного интеллекта, что в свою очередь способствует социокультурной адаптации студентов, прибывающих из стран Азии.
Всего было опубликовано 24 работы. Из них 3 статьи в журналах, представленных в базе WoS, 2 статьи в журналах, представленных в базе Scopus, 12 статей в журналах, рецензируемых ВАК РФ, 5 статей в журналах из библиографической базы данных РИНЦ, 2 учебно-методических пособия.
Список литературы:
1. Карабущенко Н.Б., Чхиквадзе Т.В., Пилишвили Т.С. Интеллектуальные основания распознавания эмоций студентами из стран Азии // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2019 г. – №4 (49). – С. 6-15.
2. Карабущенко Н.Б., Сунгурова Н.Л., Чхиквадзе Т.В., Пилишвили Т.С. Особенности распознавания эмоций студентами из России и стран Азии (интеллектуальные основания) // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2020 г. – №1. https://kias.rfbr.ru/download_publication.php?eid=p45225833&pub_no=6
3. Карабущенко Н.Б., Пилишвили Т.С., Чхиквадзе Т.В., Сунгурова Н.Л. Особенности социального, эмоционального, культурного интеллекта и распознавания эмоций у представителей России и стран Азии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2020 г. – №2. https://kias.rfbr.ru/download_publication.php?eid=p45225833&pub_no=7
4. Карабущенко Н.Б., Чой Е.А. Особенности проявления социального интеллекта у корейцев, проживающих на территории России // Вестник Мининского университета. – 2020 г. – №1 (30). Т.8. https://kias.rfbr.ru/download_publication.php?eid=p45225833&pub_no=8
5. Чхиквадзе Т.В., КарабущенкоН.Б., ПилишвилиТ.С., МагомедоваЕ.А. Cultural and emotional intelligence among Asian students in Russia // Nordsci Conference on Social Sciences. – 2019 г. – С. 261-269. URL: https://4eb9b648-0d49-47a7-9577-1fa1d6ddf1c2.filesusr.com/ugd/32dbef_7f0a2551a30f4212ad55ec2380b60f0e.pdf?index=true (дата обращения: 26.12.2019 г.)
6. КарабущенкоН.Б., Чхиквадзе Т.В., ПилишвилиТ.С. "Коммуникации и конфликтология в межнациональных коллективах. – М.: РУДН. – 2019 г. – 76 с.
7. Karabushchenko N.B., Pilishvili T.S., Ivashchenko A.V., SungurovaN.L.Stress Resistance and temporal perspective of Chinese and Russian students // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. – 2018 г. – С. 256-262.
8. Пилишвили Т.С. Супервизия: требование перехода от традиционного к мультикультурному пониманию // Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Психологическая служба университета: реальность и перспективы» 27-28 октября 2017 г. – С. 218-222. URL: https://www.hse.ru/data/2018/03/06/1165634208/%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA.pdf (дата обращения: 26.12.2019 г.)
9. Пилишвили Т.С., Магомедова Е.А. Субъективное благополучие как социально-психологический капитал личности в процессе аккультурации // Человеческий капитал. 2018 - №5 (113) – С.97-104.
10. Пилишвили Т.С., Магомедова Е.А. Особенности копинг-стратегий мужчин, находящихся в инокультурной среде // Вектор Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2018 г. – №2(33) – С. 77-82.
11. Пилишвили Т.С., Магомедова Е.А. Акмеологические аспекты психологического сопровождения инокультурной адаптации личности // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXIII симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой. – 2018 г. – С. 72-76.
12. Пилишвили Т.С., Магомедова Е.А.Формирование экологии человеческих отношений в университете в рамках тренинга межкультурного общения // «Научные подходы к экологизации системы образования в условиях развития «зеленой экономики»: Сборник материалов Международного научно-практического семинара, Астана, 27 апреля, 2018 г. – 2018 г. – С. 33-36
13. Пилишвили Т.С., Магомедова Е.А., Нгуен Л.Т.Х. Особенности преодолевающего поведения вьетнамских и российских студентов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, Психология. – 2017 г. – №3 (30). – С. 76-80.
14. Шабданбекова З.Ш., Пилишвили Т.С.Копинг-стратегии и временная перспектива личности российских и кыргызстанских студентов // Гуманизация образования. – 2017 г. - №4. – С.72-78.
15. Карабущенко Н.Б., Хворова Е.М. Этнопсихологические особенности жителей Российской Федерации // Среднерусский вестник общественных наук. – 2017 г. – №5 (12). – С. 255-262.
16. Пилишвили Т.С.Тренинг межкультурного общения: учебно-методическое пособие. – М.: РУДН, 2017 г. - 76 с.
17. Сунгурова Н.Л., Карабущенко Н.Б.; Иващенко А.В.; Пилишвили Т.С. Coping Strategies Of Vietnamese And Russian Students Of An Internationally Oriented University // The European Proceedings of Social &Behavioural Sciences. – 2017 г. – С. 173 – 179. URL: http://www.futureacademy.org.uk/files/images/upload/ICPE2017F18.pdf (дата обращения: 26.12.2019 г.)
18. Карабущенко Н.Б., Хворова Е.М. Межэтнические особенности распознавания лицевой экспрессии // Вестник Мининского университета. – 2017г. – №3 (20). С.14-15 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30476249 (дата обращения: 26.12.2019 г.)
19. Карабущенко Н.Б., Иващенко А.В.; Хворова Е.М., Разумова С.Н. Культурно-интеллектуальные особенности распознавания лицевой экспрессии представителей других этносов // Российский психологический журнал. – 2017 г. – № 3 (14). – С. 169-189 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30676916 (дата обращения: 26.12.2019 г.)
20. Иващенко А.В., Карабущенко Н.Б.; Хворова Е.М. Культурно-интеллектуальные особенности распознавания лицевой экспрессии в ситуации межэтнического взаимодействия // Год экологии в России: педагогика и психология в интересах устойчивого развития: сборник статей научно-практической конференции (4-5 декабря 2017, Москва). – 2017 г. – С. 273-275.
21. Пилишвили Т.С., Магомедова Е.А. Экология человеческих отношений: тренинг межкультурного общения как инструмент поддержания и развития // Год экологии в России: педагогика и психология в интересах устойчивого развития: сборник статей научно-практической конференции (4-5 декабря 2017, Москва) – 2017 г. – С. 421-425.
22. Сунгурова Н.Л., Михайлова Д.А. Взаимосвязь когнитивно-стилевых характеристик и эмоциональной устойчивости у студентов в контексте сетевого взаимодействия // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей VIIIМеждународной научно-практической конференции. – 2017 г. – №.4. – С. 117-121.
23. Паньшина С.Е., Сунгурова Н.Л. Эмоциональная оценка реального и виртуального образа «я» студентами с разным уровнем самооценки // Международная научно-методическая конференция «Тенденции и перспективы развития современной психологической науки и практики», 07 декабря 2017 г., г. Алматы – 2017 г. –С. 387-388.
24. Сунгурова Н.Л., Михайлова Д.А.Особенности восприятия информации студентами в условиях сетевой коммуникации // Humanitarian Bulletin SU "Pereyaslav-KhmelnitskyPedagogicalUniversitybyH.Skovoroda". Thematic Issue “International Chelpanov’s Psycho-Educational Reading”. – 2017 г. – Vol.37(4), Volume I (23) – С. 200-209.