Отчет по проекту за 2018 г.
Грант РФФИ “Интеллектуальные основания распознавания эмоций представителями разных культур”
Руководитель проекта - доктор психологических наук, профессор Н.Б. Карабущенко
Исполнители: доц. Сунгурова Н.Л., проф. Иващенко А.В., доц. Пилишвили Т.С., ас. Хворова Е.М., аспирант Паньшина С.Е.
Аннотация проекта
В исследовании были выявлены теоретико-методологические основания изучения интеллектуальных проявлений (культурных, эмоциональных, социальных) личности в связи с распознаванием эмоций по лицевой экспрессии. Разработанная ранее теоретическая модель интеллектуальных проявлений личности по результатам второго этапа эмпирического исследования подверглась существенной доработке. Теоретически и эмпирически получили подтверждение следующие составляющие модели: Структурные компоненты (социально-личностный, деятельностный); Содержательные компоненты (когнитивный, метакогнитивный, мотивационный, поведенческий); Динамическая и процессуальная составляющие; Функции (адаптационная, регуляторная, антиципации). Выявлены условия распознавания эмоций: 1) политические, в которых выражается степень свободы выбора личности в обществе, а также степень идеологического давления; 2) социально-экономические, отражающие уровень жизни, стабильности, финансовой защищённости и не защищённости в обществе; 3) культурно-интегративные, которые учитывают специфику мировых интеграционных процессов и включенность личности в новую культурную среду; 4) этно-специфические, характеризующие специфику национальной принадлежности, открытости/закрытости этноса.
Было проведено эмпирическое исследование, позволившее раскрыть социально-интеллектуальные особенности распознавания лицевой экспрессии студентами из России и стран Азии, выявившее общие черты (одинаковый уровень распознавания структуры межличностных отношений в их динамике) и особенные характеристики (россияне более склонны предвидеть последствия действий и предвосхищать поступки на основе актуальной информации; также российские студенты в отличие от студентов из стран Азии способны правильнее оценивать состояния других по лицевой экспрессии, понимать их чувства и намерения).
Было опубликовано 3 статьи в журналах, рецензируемых ВАК РФ, 1 статья в журнале, представленном в базе WoS, было сделано 3 доклада на научных мероприятиях. По итогам исследования был подготовлен промежуточный отчет.
Публикации по проекту:
1. Karabushchenko N.B., Pilishvili T.S., Ivashchenko A.V., Sungurova N.L. Stress Resistance and temporal perspective of Chinese and Russian students // The European Proceedings of Social& Behavioural Sciences, 2018.№28.C. 256-262. doi:https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.11.02.28(Статья WOS)
2. Карабущенко Н.Б., Хворова Е.М. Социально-интеллектуальные особенности распознавания лицевой экспрессии российскими и азиатскими студентами // Вестник Оренбургского государственного университета 2018. №5 (217). С. 100-105. DOI: 10.25198/1814-6457-217-100
3. Пилишвили Т.С., Магомедова Е. Субъективное благополучие как социально-психологический капитал личности в процессе аккультурации // Человеческий капитал − 2018. − № 5 (113). − С. 970−104. (Cтатья ВАК)
4. Пилишвили Т.С., Магомедова Е. Особенности копинг-стратегий мужчин, находящихся в инокультурной среде // Вектор Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. − 2018. − № 2 (33). − С. 77−82. (Cтатья ВАК)
5. Пилишвили Т.С., Магомедова Е.А. Акмеологические аспекты психологического сопровождения инокультурной адаптации личности // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXIII симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой. – М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2018. – С.72-76. (Статья РИНЦ)
6. Пилишвили Т.С., Магомедова Е.А. Формирование экологии человеческих отношений в университете в рамках тренинга межкультурного общения // «Научные подходы к экологизации системы образования в условиях развития «зеленой экономики»: Сборник материалов Международного научно-практического семинара. – Астана, 27 апреля, 2018 г. – Астана: ТОО «Мастер По», 2018. – С. 33-36.(Статья РИНЦ)
7. Сунгурова Н.Л., Михайлова Д.А. Особенности восприятия информации студентами в условиях сетевой коммуникации // Humanitarian Bulletin SU "Pereyaslav-Khmelnitsky Pedagogical University by H.Skovoroda" - Vol. 37 (4), Volume I (23): Thematic Issue “International Chelpanov’s Psycho-Educational Reading”.- The 2nd Edition. Kiev.: Gnosis, 2018. P. 200-209
2015-2017. Грант РГНФ “Индивидуально-типологические характеристики личности студентов в информационном пространстве”
Руководитель проекта - доктор педагогических наук, профессор А.В. Иващенко
Исполнители: доц. Сунгурова Н.Л., проф. Карабущенко Н.Б., доц. Чхиквадзе Т.В., доц. Пилишвили Т.С., ас. Хворова Е.М.
В рамках проекта изучена проблема индивидуальности личности в истории зарубежной и отечественной психологии, проанализированы исторические направления и современные исследовательские модели, изучен феномен информационно-психологического пространства, описаны психологические типологии личности в информационном взаимодействии, дан психологический анализ взаимодействия пользователей с информационно-компьютерными технологиями, рассмотрены последствия освоения обучающимися информационно-компьютерного пространства, психолого-педагогические аспекты внедрения и сопровождения виртуальной образовательной среды вуза. Научным коллективом представлены теоретические основания исследования специфики виртуального взаимодействия различных аудиторий пользователей, личностной детерминации процесса взаимодействия студентов с информационно-компьютерными технологиями.
За 2015-2017 гг. реализована программа эмпирического исследования, включавшая несколько направлений.
Исследованы личностные детерминанты информационного взаимодействия студентов. Выявлены особенности мотивации использования студентами информационно-компьютерных технологий, описано психологическое отношение студентов к информационно-компьютерным технологиям; проведен сравнительный анализ вариативности виртуальной самопрезентации личности студентов, установок студентов по отношению к Интернету, особенностей атрибуции информационно-компьютерным технологиям субъектности.
Исполнителями проекта проанализированы результаты исследования информационных предпочтений и психологической эффективности взаимодействия студентов в виртуальной образовательной среде вуза, обозначены гендерные особенности виртуальной самопрезентации молодежи, дано описание структуры реального и виртуального образа «Я» студентов.
В рамках проекта рассмотрены особенности электронной коммуникации пользователей социальных сетей. Проведено сравнительное исследование психологических характеристик пользователей-игроков в онлайн-игры. Осуществлено описание программ и результатов исследования ценностей студентов с разными типами поведения в Интернете и стратегий виртуальной самопрезентации, раскрыты взаимосвязи между психологическими стратегиями виртуального взаимодействия и установками по отношению к Интернету, представлены особенности самоорганизации деятельности и когнитивно-стилевых характеристик студентов с разными стратегиями сетевой коммуникации.
Апробирован авторский диагностический инструментарий, направленный на изучение мотивации пользователей в сетевом взаимодействии (Н.Л. Сунгурова), исследование психологической эффективности взаимодействия студентов с компьютерными технологиями (А.В. Иващенко, Н.Л. Сунгурова), на изучение информационных предпочтений и целей использования Интернета (Н.Л. Сунгуровой). Разработано методическое обеспечение психологического сопровождения по формированию представлений об информационно-психологической безопасности личности. Внедрена авторская программа «Психологическая безопасность личности в информационной среде», в рамках которой апробированы психолого-педагогические технологии работы со студентами, направленные на профилактику негативных последствий использования технологий и повышение эффективности информационного учебного взаимодействия.
Проект реализован в полном объеме. Результаты исследования представлены в 30 публикациях (3 статьи БД WOS, 7 статей ВАК, 3 статьи в коллективной монографии, 5 статей в зарубежных изданиях, 1 статья в сборнике научных трудов, 8 статей международных и всероссийских конференций (из них 4 за рубежом)). Изданы 1 учебное пособие, 2 монографии.
2017. Грант РГНФ “Интеллектуальные основания распознавания эмоций представителями разных культур”
Руководитель проекта - доктор психологических наук, профессор Н.Б. Карабущенко.
Исполнители: доц. Сунгурова Н.Л., проф.Иващенко А.В., доц.Пилишвили Т.С., ас.Хворова Е.М., аспирант Паньшина С.Е.)
Актуальность исследуемой темы обусловлена условиями современных миграционных и глобализационных процессов, находясь в которых, личность сталкивается с ситуациями межкультурного общения, которое требует эффективной ассимиляции и адаптации, гибкости поведения. Особую роль в пространстве коммуникации представителей разных культур играет невербальное поведение, а особенно выражение и понимание эмоций посредством лицевой экспрессии. Данные процессы способствуют или препятствуют взаимопониманию и построению доверия и открытого диалога между разными этнофорами. Вследствие этого интеллектуальные особенности личности в процессе распознавания лицевой экспрессии базовых эмоций занимает важное место.
За 2017 год был проведен теоретико-методологический анализ отечественной и зарубежной литературы, позволивший выделить основания изучения культурно-интеллектуальных, эмоционально-интеллектуальных и социально-интеллектуальных способностей личности в связи с распознаванием лицевой экспрессии базовых эмоций и была сформулирована теоретическая модель интеллектуальных проявлений личности. Был проведен первый этап эмпирического исследования, в котором приняли участие 130 студентов из России и 130 студентов из стран Азии. На основе полученных результатов было опубликовано 4 статьи в журналах, рецензируемых ВАК РФ, 2 статьи в журналах из базы WoS, было подготовлено 7 докладов на научных мероприятиях и разработано 1 учебно-методическое пособие, включающее программу «Тренинга межкультурного общения».
2016-2018. Грант РГНФ “Этнокультурные ценности личности в условиях вызовов современного общества”
Руководитель проекта - доктор педагогических наук, профессор Г.П. Иванова
Исполнители: Ширкова Н.Н., Зеленов В.И., Копкова Д.К., Стецевич М.Ю.
Полученные конкретные научные результаты проекта состоят в проведении теоретико-методологического анализа проблемы этнокультурных ценностей личности в условиях вызовов современного общества, в характеристике этнокультурных ценностей как основы современного воспитания с точки зрения принципа учёта национально-регионального своеобразия воспитания, специфики региональных концепций воспитания.
На основе анализа состояния разработанности проблемы этнокультурных ценностей в современной зарубежной и российской науке осуществлено обобщение и сопоставление имеющихся научных подходов с точки зрения методологических принципов исследования этнокультурных ценностей личности, теоретических подходов к их рассмотрению, а также конкретных эмпирических исследований в данной научной области. Рассмотрено влияние системы детерминант на принятие этнокультурных ценностей иностранными обучающимися, которые находятся в процессе адаптации к иной социокультурной среде. Проанализированы педагогические концепции «этнокультурное образование», «поликультурное образование» и связанные с ними ключевые понятия, в рамках которых решаются задачи, связанные с формированием и развитием этнокультурных ценностей личности.
Проведен теоретико-методологический анализ проблемы этнокультурных ценностей с точки зрения рассмотрения возможностей воспитательной работы при формировании этнокультурных ценностей студентов в вузе, включения студентов в проектную деятельности этнокультурной направленности, раскрытия педагогических условий формирования этнокультурных ценностей у студентов с позиции компетентностного подхода в системе высшего образования, реализации этнокультурного воспитания в вузе, влияния образовательной среды вуза на формирование этнокультурных ценностей студентов.
В рамках рассматриваемой проблемы особое внимание уделено анализу педагогических концепций, таких как «этнокультурное образование», «поликультурное образование», в рамках которых решаются задачи, связанные с формированием и развитием этнокультурных ценностей личности. Авторами рассмотрена сущностно-содержательная характеристика этнокультурных ценностей, этнического воспитания как основы их формирования. Теоретически обоснованы этапы социокультурной адаптации иностранных обучающихся; дается характеристика различных видов позиций приспособления данной группы обучающихся в иной социокультурной среде в зависимости от их этнокультурной принадлежности.
За 2016-2017 гг. авторами реализована программа эмпирического исследования, включавшая несколько направлений. Членами научного коллектива было проведено эмпирическое исследование, позволяющее рассмотреть тенденции и особенности сформированности этнокультурных ценностей современных российских и иностранных студентов, выявить и описать типологические группы обучающихся с учётом уровня сформированности этнокультурных ценностей. Авторами продолжено эмпирическое исследование этнокультурных ценностей российских и иностранных студентов, позволившее выявить тенденции и особенности рассматриваемого процесса в современных условиях. Осуществлялся подбор диагностического инструментария для проведения эмпирического исследования, направленного на изучение этнокультурных ценностей личности в условиях вызовов современного общества.
Результаты выполненной работы отражены в обзорных совместных статьях в научных журналах: «Акмеология», «Педагогический вестник Башкортостана», «Человеческий капитал», «Социальные отношения», а так же прошли свою апробацию на третьей международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном мире (Москва, РУДН), всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Я – концепция субъекта образовательной среды высшей школы» (Ставрополь, СтГМУ), Межвузовских психологических чтениях студентов, аспирантов и молодых ученых «Личность в природе и обществе» (Москва, РУДН).
Осуществлен подбор психодиагностического материала для изучения заявленной проблемы, которое вошло в содержание учебно-методического пособия «Педагогическая диагностика этнокультурных ценностей личности» дисциплине «Педагогическая диагностика этнокультурных ценностей личности» в рамках реализации направления «44.04.02. Психолого-педагогическое образование» магистратуры Университета Шанхайской организации сотрудничества (Иванова Г.П., Зеленов В.И., Ширкова Н.Н., Копкова Д.К., Стецевич М.Ю.)
Издана коллективная монография «Освоение нравственных ценностей современными обучающимися: этнический аспект» (Иванова Г.П, Стецевич М.Ю.).
Содержание выполненной работы и изложенные в публикациях авторов результаты теоретико-методологического, а также практического исследования этнокультурных ценностей личности в условиях вызовов современного общества свидетельствуют о стопроцентной степени выполнения запланированного на второй год проекта.
За 2016-2017 г.г. проект реализован в полном объеме. Результаты исследования представлены в 37 публикациях (2 статьи Scopus, 13 статей ВАК, 1 коллективная монография, 1 учебно-методическое пособие, 14 статей на международных и всероссийских конференций, 7 статей в БД РИНЦ).