История кафедры

История кафедры психологии и педагогики филологического факультета РУДН

Кафедра психологии и педагогики создана в апреле 2008 г. приказом ректора РУДН № 219 от 11.04.08. на филологическом факультете РУДН.

Ключевыми направлениями ее деятельности и развития на этапе становления руководством Университета были определены следующие:

– обеспечение учебного процесса по психологии и педагогике в РУДН;

– формирование собственной «ниши» в научном плане;

– обеспечение высокого уровня преподавания;

– обновление кадров;

− сотрудничество с факультетами РУДН;

– создание дополнительных возможностей для оплаты труда сотрудников кафедры.

Сегодня кафедра психологии и педагогики филологического факультета является активным субъектом профессионально-образовательного и научного пространства РУДН.

Первым заведующим кафедры был проф. Гагарин Александр Валерьевич, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Международной академии акмеологических наук, специалист в области педагогической и экологической психологии, известен фундаментальными разработками в области развития и формирования гуманистически ориентированной личности, экологической компетентности будущих специалистов.

Сегодня возглавляет кафедру доктор психологических наук, доцент Карабущенко Наталья Борисовна – выпускница докторантуры РУДН, исследователь в области психологии элит, основатель нового направления в психологической науке – элитологической психологии. В сфере научно-педагогических интересов Н.Б. Карабущенко изучение особенностей формирования современной профессиональной элиты во всех сферах жизнедеятельности, элитной личности, критериев отбора в элиту.

Кафедра обеспечивает учебный процесс в бакалавриате психологии и магистратуре "Психологическое консультирование". Кафедра осуществляет подготовку психологов-консультантов, ориентированную как на фундаментальную научно-психологическую, так и на масштабную психолого-практическую работу, нацеленную на профессиональное овладение магистрантами методами психологического исследования, диагностики и консультирования. Студентам читаются курсы общей психологии, психологии личности, психоконсультирования, психологии управления, зоопсихологии, кризисного, семейного, профориентационного консультирования и др.

Специалисты кафедры обеспечивают чтение курсов «Психология и педагогика» на непсихологических факультетах Российского университета дружбы народов. В рамках общефакультетского курса «Педагогики» специалистами кафедры вводятся лекции и практические занятия, посвященные проблеме воспитания культуры поведения студентов в учебном процессе. А на базе курса «Психология» проводятся специальные семинарские занятия, способствующие повышению коммуникативной компетентности студентов.

На кафедре работают 9 высококвалифицированных преподавателей, из них 2 доктора наук, 5 кандидатов наук.

Большой вклад в развитие научного потенциала кафедры внёс профессор Ива­щен­ко Алек­сандр Ва­силь­е­вич – За­слу­жен­ный дея­тель нау­ки Российской Федерации, доктор педагогических наук, про­фес­сор, действительный член ряда общественных академий наук, спе­циа­лист в об­лас­ти пси­хо­ло­гии лич­но­сти, из­вес­тен фун­да­мен­таль­ны­ми раз­ра­бот­ка­ми в об­лас­ти нрав­ст­вен­но­го раз­ви­тия и самовоспитания личности, Я-кон­цеп­ции лич­но­сти. Иващенко А.В. подготовил 34 кандидата и 8 докторов наук, среди которых сотрудники кафедры психологии и педагогики доктор педагогических наук А.В. Гагарин и доктор психологических наук Н.Б. Карабущенко. На кафедре сформированы и активно функционирует научно-педагогическая школа проф. А.В. Иващенко «Интегральная личность в современных условиях».

Профессор Иванова Галина Павловна – доктор педагогических наук, профессор, крупный специалист в сфере формирования нравственных ценностей личности и нравственного воспитания молодежи, автор более 150 научных работ в данной области.

Под ее руководством защищено более 10 кандидатских диссертаций, готовятся к защите 5 аспирантов и 2 докторанта.

Ка­фед­ра психологии и педагогики ве­дет ак­тив­ную на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­скую ра­бо­ту в рам­ках об­щей ка­фед­раль­ной те­мы «Пси­хо­ло­го-пе­да­го­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния лич­но­сти: эко­ло­го-пси­хо­ло­ги­че­ский, эли­то-пси­хо­ло­ги­че­ский, со­ци­аль­но-куль­тур­ный, межкультурный, ти­по­ло­ги­че­ский ас­пек­ты». При кафедре созданы творческие группы, работающие по следующим научным направлениям: – психологические особенности и характеристики элитной личности, проблемы формирования профессиональной элиты, сущность изучения различных типов элит (рук. доц. Карабущенко Н.Б.); – проблемы воспитания нравственных ценностей и социокультурные аспекты формирования личности (рук. проф. Иванова Г.П.); – адаптация студентов в многонациональном вузе: социокультурная адаптация, этническая идентичность, этнические стереотипы, этнические предубеждения; – проблемы изучения свойств личности в рамках системно-функционального подхода (доц. Полянкая Е.Н.); – психологические особенности духовности и активности личности (доц. Т.В. Чхиквадзе, доц. Т.С. Пилишвили).

Профессора, доценты и аспиранты кафедры принимали активное участие в исследованиях, проводимых в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы (Г/К   02.740.11.0377 от 20 июля 2009 г.).

Профессора, доценты, преподаватели кафедры активно выступают на научно-практических конференциях различного уровня, активно публикуются. В 2009 г. сотрудниками кафедры издано более 60-ти научных и научно-методических работ общим объемом более 150 п.л., в 2010 г . – более 100 научных и научно-методических работ общим объемом более 200 п.л.

Кафедра является соорганизатором Рос­сий­ских кон­фе­рен­ций по эко­ло­ги­че­ской пси­хо­ло­гии и ежегодных меж­ву­зов­ских сту­ден­че­ских пси­хо­ло­го-пе­да­го­ги­че­ских чте­ний. В апреле 2010 г. проведены 13-е психолого-педагогические чтения молодых ученых.

При кафедре действует межкафедральный постоянно действующий методологический семинар «Актуальные проблемы психологии и педагогики».

При кафедре действует аспирантура и докторантура, ведется подготовка соискателей к защите кандидатских и докторских диссертаций по специальностям: 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии; 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования.

Сотрудники кафедры психологии и педагогики неоднократно становились руководителями и соисполнителями по грантам:

·      Грант Президента РФ МК-1095.2014.6 «Феномен активности личности и особенности ее проявления в современном информационном мире» (2015-2016 гг.);

·    Грант Президента РФ МД-481.2012.6 «Психолого-педагогические основы формирования профессиональной элиты современной России как ресурс модернизации страны» (2012-2013 гг.);

·        Грант РФФИ № 17-06-00834а «Интеллектуальные основания распознавания эмоций представителями разных культур» (2017-2019 гг.);

·        Грант РФИИ № 16-36-00022 «Этнокультурные ценности личности в условиях вызовов современного общества» (2016-2018 гг.);

·        Грант РГНФ №15-06-10956а «Индивидуально-типологические характеристики личности студентов в информационном пространстве» (2015-2017 гг.);

·        Грант РГНФ №14-06-00887а «Духовность личности и ее роль в принятии морально-нравственного решения» (2014-2016 гг.);

·    Грант РГНФ №12-06-00488а «Активность личности в современных коммуникационных системах: содержательные характеристики и особенности проявления» (2012-2014 гг.);

·       Грант ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы; Г/К 02.740.11.0377 от 20 июля 2009 г.» (научная тема: «Межкультурная адаптация иностранных студентов в России: диагностика и пути оптимизации») (2009-2011).

На кафедре созданы возможности для дополнительного профессионального образования по следующим направлениям:

-- программа ДПО «Пре­по­да­ва­тель выс­шей шко­лы» − по­вы­ше­ние ква­ли­фи­ка­ции (72 ча­са) и до­пол­ни­тель­ное про­фес­сио­наль­ное об­ра­зо­ва­ние (500 ча­сов), программа направлена на под­го­тов­ку и пе­ре­под­го­тов­ку кад­ров для выс­шей шко­лы; в про­цес­се ос­вое­ния про­грам­мы слу­ша­те­ля­ми со­вме­ст­но с пре­по­да­ва те­ля­ми осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пла­ни­ро­ва­ние, кон­ст­руи­ро­ва­ние и мо­де­ли­ро­ва­ние в ре­аль­ной прак­ти­ке от­дель­ных эле­мен­тов бу­ду­щей про­фес­сио­наль­ной дея­тель но­сти пре­по­да­ва­те­ля выс­шей шко­лы, ча­ст­но­сти ос­нов­ных тех­но­ло­ги­че­ских форм обу­че­ния в ву­зе;

-- программа ДПО «Тре­нин­ги лич­но­ст­но­го рос­та» – «Ос­но­вы пси­хо­ло­ги­че­ско­го кон­суль­ти­ро­ва­ния», «Меж­на­цио­наль­ное об­ще­ние», «Прак­ти­че­ская ха­рак­те­ро­ло­гия», «Эф­фек­тив­ная ком­му­ни­ка­ция», «Меж­лич­но­ст­ные кон­флик­ты», «Ра­бо­та с пер­со­на­лом», «Ма­ни­пу­ля­тив­ное по­ве­де­ние», «Ко­ман­до­об­ра­зо­ва­ние», «Ли­дер­ские ка­че­ст­ва» и др.