История кафедры психологии и педагогики филологического факультета РУДН
Кафедра психологии и педагогики создана в апреле 2008 г. приказом ректора РУДН № 219 от 11.04.08. на филологическом факультете РУДН.
Ключевыми направлениями ее деятельности и развития на этапе становления руководством Университета были определены следующие:
– обеспечение учебного процесса по психологии и педагогике в РУДН;
– формирование собственной «ниши» в научном плане;
– обеспечение высокого уровня преподавания;
– обновление кадров;
− сотрудничество с факультетами РУДН;
– создание дополнительных возможностей для оплаты труда сотрудников кафедры.
Сегодня кафедра психологии и педагогики филологического факультета является активным субъектом профессионально-образовательного и научного пространства РУДН.
Первым заведующим кафедры был проф. Гагарин Александр Валерьевич, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Международной академии акмеологических наук, специалист в области педагогической и экологической психологии, известен фундаментальными разработками в области развития и формирования гуманистически ориентированной личности, экологической компетентности будущих специалистов.
Сегодня возглавляет кафедру доктор психологических наук, доцент Карабущенко Наталья Борисовна – выпускница докторантуры РУДН, исследователь в области психологии элит, основатель нового направления в психологической науке – элитологической психологии. В сфере научно-педагогических интересов Н.Б. Карабущенко изучение особенностей формирования современной профессиональной элиты во всех сферах жизнедеятельности, элитной личности, критериев отбора в элиту.
Кафедра обеспечивает учебный процесс в бакалавриате психологии и магистратуре "Психологическое консультирование". Кафедра осуществляет подготовку психологов-консультантов, ориентированную как на фундаментальную научно-психологическую, так и на масштабную психолого-практическую работу, нацеленную на профессиональное овладение магистрантами методами психологического исследования, диагностики и консультирования. Студентам читаются курсы общей психологии, психологии личности, психоконсультирования, психологии управления, зоопсихологии, кризисного, семейного, профориентационного консультирования и др.
Специалисты кафедры обеспечивают чтение курсов «Психология и педагогика» на непсихологических факультетах Российского университета дружбы народов. В рамках общефакультетского курса «Педагогики» специалистами кафедры вводятся лекции и практические занятия, посвященные проблеме воспитания культуры поведения студентов в учебном процессе. А на базе курса «Психология» проводятся специальные семинарские занятия, способствующие повышению коммуникативной компетентности студентов.
На кафедре работают 9 высококвалифицированных преподавателей, из них 2 доктора наук, 5 кандидатов наук.
Большой вклад в развитие научного потенциала кафедры внёс профессор Иващенко Александр Васильевич – Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор, действительный член ряда общественных академий наук, специалист в области психологии личности, известен фундаментальными разработками в области нравственного развития и самовоспитания личности, Я-концепции личности. Иващенко А.В. подготовил 34 кандидата и 8 докторов наук, среди которых сотрудники кафедры психологии и педагогики доктор педагогических наук А.В. Гагарин и доктор психологических наук Н.Б. Карабущенко. На кафедре сформированы и активно функционирует научно-педагогическая школа проф. А.В. Иващенко «Интегральная личность в современных условиях».
Профессор Иванова Галина Павловна – доктор педагогических наук, профессор, крупный специалист в сфере формирования нравственных ценностей личности и нравственного воспитания молодежи, автор более 150 научных работ в данной области.
Под ее руководством защищено более 10 кандидатских диссертаций, готовятся к защите 5 аспирантов и 2 докторанта.
Кафедра психологии и педагогики ведет активную научно-исследовательскую работу в рамках общей кафедральной темы «Психолого-педагогические исследования личности: эколого-психологический, элито-психологический, социально-культурный, межкультурный, типологический аспекты». При кафедре созданы творческие группы, работающие по следующим научным направлениям: – психологические особенности и характеристики элитной личности, проблемы формирования профессиональной элиты, сущность изучения различных типов элит (рук. доц. Карабущенко Н.Б.); – проблемы воспитания нравственных ценностей и социокультурные аспекты формирования личности (рук. проф. Иванова Г.П.); – адаптация студентов в многонациональном вузе: социокультурная адаптация, этническая идентичность, этнические стереотипы, этнические предубеждения; – проблемы изучения свойств личности в рамках системно-функционального подхода (доц. Полянкая Е.Н.); – психологические особенности духовности и активности личности (доц. Т.В. Чхиквадзе, доц. Т.С. Пилишвили).
Профессора, доценты и аспиранты кафедры принимали активное участие в исследованиях, проводимых в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы (Г/К 02.740.11.0377 от 20 июля 2009 г.).
Профессора, доценты, преподаватели кафедры активно выступают на научно-практических конференциях различного уровня, активно публикуются. В 2009 г. сотрудниками кафедры издано более 60-ти научных и научно-методических работ общим объемом более 150 п.л., в 2010 г . – более 100 научных и научно-методических работ общим объемом более 200 п.л.
Кафедра является соорганизатором Российских конференций по экологической психологии и ежегодных межвузовских студенческих психолого-педагогических чтений. В апреле 2010 г. проведены 13-е психолого-педагогические чтения молодых ученых.
При кафедре действует межкафедральный постоянно действующий методологический семинар «Актуальные проблемы психологии и педагогики».
При кафедре действует аспирантура и докторантура, ведется подготовка соискателей к защите кандидатских и докторских диссертаций по специальностям: 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии; 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования.
Сотрудники кафедры психологии и педагогики неоднократно становились руководителями и соисполнителями по грантам:
· Грант Президента РФ МК-1095.2014.6 «Феномен активности личности и особенности ее проявления в современном информационном мире» (2015-2016 гг.);
· Грант Президента РФ МД-481.2012.6 «Психолого-педагогические основы формирования профессиональной элиты современной России как ресурс модернизации страны» (2012-2013 гг.);
· Грант РФФИ № 17-06-00834а «Интеллектуальные основания распознавания эмоций представителями разных культур» (2017-2019 гг.);
· Грант РФИИ № 16-36-00022 «Этнокультурные ценности личности в условиях вызовов современного общества» (2016-2018 гг.);
· Грант РГНФ №15-06-10956а «Индивидуально-типологические характеристики личности студентов в информационном пространстве» (2015-2017 гг.);
· Грант РГНФ №14-06-00887а «Духовность личности и ее роль в принятии морально-нравственного решения» (2014-2016 гг.);
· Грант РГНФ №12-06-00488а «Активность личности в современных коммуникационных системах: содержательные характеристики и особенности проявления» (2012-2014 гг.);
· Грант ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы; Г/К 02.740.11.0377 от 20 июля 2009 г.» (научная тема: «Межкультурная адаптация иностранных студентов в России: диагностика и пути оптимизации») (2009-2011).
На кафедре созданы возможности для дополнительного профессионального образования по следующим направлениям:
-- программа ДПО «Преподаватель высшей школы» − повышение квалификации (72 часа) и дополнительное профессиональное образование (500 часов), программа направлена на подготовку и переподготовку кадров для высшей школы; в процессе освоения программы слушателями совместно с преподава телями осуществляется планирование, конструирование и моделирование в реальной практике отдельных элементов будущей профессиональной деятель ности преподавателя высшей школы, частности основных технологических форм обучения в вузе;
-- программа ДПО «Тренинги личностного роста» – «Основы психологического консультирования», «Межнациональное общение», «Практическая характерология», «Эффективная коммуникация», «Межличностные конфликты», «Работа с персоналом», «Манипулятивное поведение», «Командообразование», «Лидерские качества» и др.