Для поступающих в бакалавриат

Цель программы

Лингвистика – это наука о различных языках, которая имеет тысячелетнюю историю. Современный мир стремится к глобализации, и в условиях усиливающихся международных контактов профессия лингвиста приобретает основополагающее значение.

Самое интенсивное развитие языкознания приходится на XIX-XX века. Именно в этот период помимо теоретических аспектов лингвистики (морфологии, синтаксиса, семантики и т.д.) активно развиваются ее прикладные отрасли: лексикография (составление словарей), стилистика, переводоведение, лингвистическая экспертиза (например, в судебной практике) и т.д.

Чтобы объяснить, кто такой лингвист сегодня, нужно объединить в одном человеке специалиста по языкам, историка, социолога, психолога, антрополога и этнографа. В последнее время именно благодаря широкому кругозору языковедов появилось много направлений лингвистики: нейролингвистика, психолингвистика, когнитивная лингвистика и т.п. А с развитием цифровизации особую популярность приобретает компьютерная лингвистика – машинный перевод, информационный поиск, компьютерная лексикография и т.п.

Конкурентные преимущества программы

Студенты изучают широкий круг лингвистических дисциплин, а также получают необходимые для жизни и работы компетенции. Программа предусматривает изучение двух иностранных языков.

Изучение 2 иностранных языков (с 1-го года обучения):

французский
испанский
немецкий
китайский
японский
арабский
+       английский

Любой студент филологического факультета начиная с первого курса имеет право обучаться по программе дополнительного образования «Переводчик».В рамках программы «Переводчик» студенты изучают ряд специализированных теоретических и практических дисциплин, целью которых является выработка профессиональных навыков для последующей работы переводчиком.При успешной сдаче государственного экзамена по программе «Переводчик»  присваивается квалификация переводчика.

Основные изучаемые специальные дисциплины

  • Практический курс первого иностранного языка
  • Практический курс второго (английского) языка
  • Введение в теорию межкультурной коммуникации
  • Лингвокультура стран основного языка
  • Лингвокультура стран второго языка
  • Лексикология
  • Теоретическая фонетика
  • Теоретическая грамматика
  • Грамматическая стилистика
  • Современные тенденции функционирования иностранного языка
  • Методика преподавания иностранных языков
  • История языка и введение в спецфилологию
  • Современные лингвистические теории
  • Общее языкознание
  • Основы теории второго языка
  • Практический курс перевода
  • Частная теория перевода

Стажировки и практики

  • педагогическая практика в школе
  • переводческая практика в госучреждениях и некоммерческих организациях
  • преддипломная практика
  • языковые стажировки в Испании, Китае, Франции

Карьера и трудоустройство

Традиционно профессиональные лингвисты занимаются научной, экспертной, преподавательской, переводческой или консультационной деятельностью. Перед выпускниками открываются разнообразные пути профессиональной реализации – отличное знание одного или нескольких иностранных языков позволяет выбирать работу по интересам. Не обязательно учить иностранным языкам других или заниматься составлением учебников. Можно переводить художественную литературу, фильмы, компьютерные игры.

Люди, профессионально владеющие иностранными языками, востребованы также в журналистике, издательском деле, туризме, маркетинге. Знатоки иностранных языков нужны в сфере обработки и анализа данных, СМИ, IT-индустрии, рекламе. Их принимают на дипломатическую службу, приглашают в транснациональные компании. Они имеют хорошие перспективы в популярном ныне фрилансе: благодаря интернету лингвисты получили возможность предлагать свои услуги без посредников. Они даже могут создавать и продавать свои обучающие курсы, печатные материалы и программное обеспечение.

Выпускники программы обладают следующими компетенциями

Выпускник направления «Лингвистика» подготовлен к решению следующих профессиональных задач:

  • анализировать и применять на практике действующие образовательные стандарты и программы в области обучения иностранным языкам;
  • использовать современные приемы, организационные формы и технологии воспитания, обучения и оценки качества результатов обучения;
  • обеспечивать межкультурное общение в различных профессиональных сферах;
  • выполнять функции посредника в сфере межкультурной коммуникации;
  • проектировать цели воспитания и обучения, конкретизировать педагогические задачи для различных групп, обучающихся;
  • разрабатывать учебно-методические материалы по иностранным языкам с использованием современных информационных ресурсов и технологий;
  • выявлять и критически анализировать конкретные проблемы межкультурной коммуникации, влияющие на эффективность межкультурных и межъязыковых контактов;
  • организовывать информационно-поисковую деятельность, направленную на совершенствование профессиональных умений в области перевода и методики преподавания;
  • применять тактику разрешения конфликтных ситуаций в сфере межкультурной коммуникации.

Объекты профессиональной деятельности выпускников

  • обучение и воспитание школьников;
  • подготовка и использование учебных материалов;
  • устный и письменный перевод;
  • научная информация в области гуманитарных наук.

Тематика научных исследований

  • изучаемые иностранные языки в историческом развитии и современном состоянии;
  • сопоставление современных языков на уровне фонетики, грамматики и лексики;
  • лингвистический анализ художественных, научных, официально-деловых текстов;
  • история языка в контексте истории литературы и культуры;
  • проблемы межкультурной коммуникации, теории и практики перевода.

Инфраструктура

  • лекционные залы, оснащённые мультимедийным оборудованием;
  • компьютерные классы;
  • аудитории для семинарских и практических занятий, оснащённые интерактивными досками, компьютерами и проекторами;
  • кабинет для обучения синхронному переводу;
  • учебно-научная Лаборатория экспериментальной лингвистики и фонетики;
  • кабинет филологических наук с учебно-научной библиотекой;
  • кабинет дипломного проектирования;
  • доступ к беспроводной сети Интернет (Wi-Fi);
  • студенческое кафе

Внеучебная жизнь

Студенты принимают участие в работе художественных коллективов университетского Интерклуба, в спортивных соревнованиях, студенческом самоуправлении. Для студентов организуются экскурсии в исторические, литературные и художественные музеи Москвы и Московской области, посещение книжных ярмарок, выставки «Образование и карьера». Они участвуют в благотворительных акциях для детских домов и РДКБ, работают волонтёрами и переводчиками спортивных и культурно-зрелищных мероприятий.