Тьюторы по воспитательной работе

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ БЛОК ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

На вопрос, когда к ней обращаться отвечает вот что:

«Как однажды сказал Президент Чеченской республики Рамзан Кадыров: мы работаем 24/7. Ребята знают, что по срочным вопросам мне всегда можно написать на почту, WhatsApp, vk. Стараюсь отвечать максимально оперативно».

В понимании Любови Александровны тьютор – это «старший брат/папа/мама/близкий человек, который направляет студента, помогает ему адаптироваться к новой жизни, взрослой, студенческой, самостоятельной. Любому человеку нужна поддержка, совет. «Мы стараемся создать атмосферу семьи, чтобы любой студент знал, что в любой ситуации ему помогут, окажут поддержку».

«Основная задача тьютора- адаптация к новым правилам и обязанностям студента РУДН. Для первокурсников первый месяц обучения кажется серьёзным испытанием. Задача тьютора сделать процесс адаптации максимально лёгким. Кроме того, мы должны воспитывать в студентах морально-нравственные качества, социальную ответственность, привлекать к самореализации во внеучебных сферах деятельности, спорте, творчестве».

Студенты не просто часто приходят к Любови Александровне, по ее словам, она редко находится одна в кабинете:

«И я счастлива, что моя работа оценивается по достоинству, что я могу дать внимание, заботу, тепло студентам, где-то поругать, где-то вовремя уберечь от необдуманных поступков. Особенно приятно, когда студенты заходят "просто так" (как они говорят), просто спросить "как дела?" и сказать, что у них все хорошо».

Вопросы, на которые она отвечает, разнообразны: от повседневных дел (подписать студенческий, заявление, получить логин и пароль от корпоративной почты и т.д.), до решения серьёзных вопросов, связанных с материальными трудностями, переводом на бюджет и т.д.

Воспитательной работой со студентами Любовь Александровна начала заниматься в 2011 году:

«Я просто нашла себя. Для меня возможность помочь хотя бы одному человеку уже победа! Я помогаю расти студентам и расту вместе с ними».

Мы поинтересовались, какие случаи и ситуации особо запомнились за время работы и Любовь Александровна поведала нам:

«Охх, у меня таких случаев вагон и маленькая тележка! Самые интересные - этл когда отчаянные двоечники начинали браться за ум и учиться!!! И в итоге вместо отчисления получали дипломы об окончании РУДН».

Помимо работы Любовь Александровна ведет активный образ жизни:

«Скажу честно, хобби много!!! Но! С рождением детей времени на любимые увлечения почти нет. Но на детективные романы (Несбё, Гранже, Карризи) и на разведение цветов время нахожу!».

В студентах Любовь Александровна ценит:

  • Ответственность
  • Позитивный настрой
  • Лёгкость

Студентам она дает такой совет: «Любите жизнь! И всегда старайтесь думать позитивно! Ведь, чем больше позитивных мыслей в голове, тем больше позитива в жизни!!!».

Мы спросили у Ивана Алексеевича, как бы он объяснил студентам кто такой тьютор и в чем его задачи. И получили такой ответ:

«Просто студенты должны знать, что на факультете есть человек, к которому можно обратиться за помощью. Если этот человек (тьютор) сам помочь не сможет, будет найден вариант решения проблемы, и студент получит объяснения или совет. Тьютор познакомит с правилами и нормами поведения в университете, расскажет об общественной, культурно-массовой и спортивной жизни, об экскурсиях, структуре студенческого самоуправления и схеме расположения важных для студентов управлений и служб.

Ежегодно в помощь студентам издается справочник-путеводитель для студентов.

Итак, тьютор – это…

  • …тот, кто одним из первых встречает студента на факультете, выдавая ему студенческий билет;
  • …наставник;
  • …тот, у кого есть логин и пароль от корпоративной почты;
  • …тот, кто может помочь в решении различных проблем;
  • …тот, с кем можно поговорить на любые темы;
  • …тот, кто даст совет в нужную минуту;
  • …тот, кто поможет решить любые конфликты и прийти к компромиссу;
  • …тот, на кого всегда можно положиться!»

К Ивану Алексеевичу студенты часто приходят за помощью. Однако дистанционный формат вносит свои коррективы:

«Студенты обращаются ко мне за помощью часто, но живого общения сейчас очень не хватает. Даже если у моих студентов нет никаких проблем, они все равно часто заходят ко мне в кабинет, чтобы рассказать об обстановке в учебной группе, об отсутствии конфликтов. Рассказывают, что нового у них произошло в учебной и личной жизни, и довольные идут на занятия.

Понятно, что переписка и даже телефонный разговор не могут заменить обычного разговора в очном формате, но я уверен, что скоро мы вернёмся к привычному формату занятий и я смогу видеться со своими студентами так же часто, как раньше.

Ко мне обращаются по самым разным вопросам:

  • вопросы, связанные с общежитиями,
  • получение и продление студенческого билета;
  • получение логина и пароля от корпоративной почты;
  • вопросы, связанные с получением стипендий;
  • перевод с контрактной формы обучения на бюджет;
  • разрешение разногласий, возникающих в группе, с преподавателями, с администрацией.

Также обращаются и по личным вопросам (например, как лучше поступить в той или иной ситуации). Чаще всего мы достаточно быстро решаем все проблемы».

Не обошли мы и вопрос: чем же Ивана Алексеевича привлекает его работа?

«Я всю свою жизнь работал и работаю с людьми: школа, техникум, комсомол, студенческие годы в УДН им. П.Лумумбы, после окончания которого был распределен Минвузом на должность старшего преподавателя по работе со студентами на историко-филологический факультет. Будучи членом Ректората РУДН, я руководил Отделом размещения обучающихся. Был сложный период, но это уже другая история.

Моя работа привлекает меня тем, что я могу общаться с разными людьми и помогать им. Это доставляет мне неимоверное удовольствие!

Что может быть лучше довольного студента, проблему которого мы вместе решили?!»

Всегда интересно узнать об интересных случаях, произошедших на работе, а у человека, работающего со студентами, они точно должны быть! Иван Алексеевич рассказал нам один из них:

«Таких случаев очень много было за 40 с лишним лет жизни в Университете, даже не знаю, о чём рассказать. Однажды студентка первого курса во время экскурсии по Москве потерялась у меня на Красной площади. Время вышло, пора отъезжать, а её нет. Все в сборе. Долго искал, нашел. Стоит у Лобного места и о чём-то мечтает!».

Воспитательной работой со студентами Иван Алексеевич решил заниматься по следующей причине:

«Главным принципом работы для меня всегда были честность и справедливость.

Я всегда хотел быть ближе к студентам и прислушивался к их мнению, именно поэтому, работая тьютором по воспитательной работе, я чувствую себя «в своей тарелке» и с удовольствием хожу на работу!».

Работа занимает немаленькую часть нашей жизни, а у тьюторов даже большую. Нам стало любопытно, влияет ли работа на интересы, увлечения? Иван Алексеевич ответил нам и на это:

«Я окончил историко-филологический факультет РУДН и с тех пор не расставался с университетом. Раньше я совмещал административную работу с преподаванием литературы, которую очень люблю. Сейчас я уже не веду пары, но часто обсуждаю со студентами книги и читаю им стихи. На все случаи жизни и любую букву алфавита у меня есть любимые строки».

И не только этим занимается Иван Алексеевич. Он рассказал нам и о своих хобби:

«Помимо работы я увлекаюсь спортом! Каждый день я начинаю с зарядки и раз в неделю играю в футбол. У нас очень известный в Университете футбольный клуб, которому уже больше 20-ти лет. Очень люблю играть ещё и в шахматы, настольный теннис.

Спортом мои хобби не заканчиваются! Каждый вечер я посвящаю или литературе, или решению интеллектуальных задач».

В студентах тьютор ценит следующие три качества:

• Желание помогать другим (доброта);

• Честность;

• Ответственность.

А студентам дает вот такой совет: «Дорогие студенты, не тратьте свои силы и время впустую. Занимайтесь тем, что вам действительно нравится!».

На вопрос о том, кто же такой тьютор, она отвечает так:

«Тьютор по воспитательной работе — это наставник, советчик и помощник в трудных ситуациях».

Главные задачи тьютора, по ее мнению, заключаются в следующем:

«1) Находить для студентов интересные мероприятия, приглашать их к участию;

2) Организация работы со студентами с ограниченными возможностями;

3) Оформление социальных стипендий;

4) Помощь в получении кампусных карт;

5) Привлечение студентов к участию в волонтёрском движении».

Студенты часто обращаются к Наталии Валерьевне по самым разным вопросам, основные из которых:

1. Кампусные карты.

2. Материальная помощь.

3. За советом в сложной ситуации.

Работа тьютора привлекает Наталию Валерьевну возможностью общаться со студентами, преподавателями и помогать людям. Также она поведала нам и о интересном случае из своей практики:

«После экскурсии в Калугу студент забыл сумку с документами в автобусе. Когда он вечером пришел к автобусу, он был закрыт, и водителей не было. Телефона для связи с ними, не было, и студент переживал, что автобус уедет ночью. Он обратился ко мне, и я ему посоветовала написать записку и прикрепить на водительское зеркало.

Все сработало, водители передали ему сумку, он был рад и благодарен».

У Наталии Валерьевны высшее педагогического образование, именно поэтому она решила заниматься воспитательной работой со студентами. Помимо работы Наталия Валерьевна занимается саморазвитием и увлекается журналистикой. К тому же мы поинтересовались о ее хобби:

«Я увлекаюсь спортом, участвую в различных соревнованиях, готовлюсь к марафону, участвую в триатлоне. Для духовного развития занимаюсь карате».

Наталии Валерьевне нравится в студентах такие качества, как:

  • Честность.
  • Справедливость.
  • Позитивность.

Студентам советует читать побольше художественной литературы!

Владимир Александрович считает, что тьютор – это «это наставник, организатор, тот кто поможет вам выбрать правильное решение в непростых ситуациях, кто подскажет советом, поможет делом, как решить возникающие вопросы, объяснит, что главное в жизни и как вам планировать вашу внеучебную деятельность в Университет и в будущем строить профессиональную карьеру.

Одна из главных задач - помочь студентам как можно быстрее адаптироваться в новых условиях, затем - "увидеть свои возможности" в совмещении учебы с приобретением дополнительных профессиональных, творческих, организаторских и других навыков и умений, в становлении студентов филфака, как разносторонних личностей, для которых профессиональные интересы, интересы общества, их стран выше личной выгоды и корысти».

К Владимиру Александровичу приходят по многим вопросам:

«Студенты постоянно обращаются по самым разным вопросам, так как тьютор — это и старший товарищ, и человек, имеющий богатый жизненный опыт, знающий, как решить тот или иной вопрос на факультете».

Мы также поинтересовались, чем Владимиру Александровичу нравится профессия тьютора:

«Работа тьютора привлекательна работой с людьми, имеется и творческий потенциал, ведь, на факультете мы курируем и внеучебную работу кафедр факультета. Они, в свою очередь, организуют и проводят множество различных мероприятий для российских и иностранных студентов факультета».

Владимир Александрович рассказал нам немного и о своих студентах:

«Вот уже на протяжении 7 лет на факультете "находятся" студентки - прекрасные организаторы и активные общественники, которые бескорыстно помогают, прежде всего, слабоуспевающим иностранным студентам, помогают решать вопросы, "мешающие" четкой организации учебного процесса — это члены комиссии по качеству обучения студкома факультета. Особо хотелось бы выделить председателей этой комиссии: Марию Головчинер, Елене Бжоян, Александру Канцеву. Успешную учебу они совмещали и совмещают с большой общественной работой, добились признания и уважения среди профессорско-преподавательского состава и студентов факультета. "Удивляет", что такие волонтеры находятся снова и снова, значит дело тьюторов, занимающихся воспитательной работой "живет и побеждает". И это радует!».

О начале работы тьютором Владимир Александрович говорит вот что:

«Перед выходом на пенсию решил сменить должность директора-управленца на работу со студентами в университете, выпускником которого являюсь. Здесь все знакомо. Здесь я когда-то защитил кандидатскую диссертацию. И Университет для меня — это особый, ни с чем несравнимый мир, содружество студентов и преподавателей со всего мира».

Я долгое время работал со СМИ, возглавлял управление информации, был пресс-секретарем у известных политиков, в Общероссийских общественных организациях, таких, как например, "Деловая Россия" работал на должности зам. директора Исполкома».

Владимир Александрович не скрыл от нас и свои хобби: «Я заядлый охотник и спиннингист».

Главные качества, которые выделяет Владимир Александрович это:

  • Мотивированность
  • Целеустремленность
  • Честность и открытость.

Студентам же дает следующий совет:

«Понять главное. А главное - вы, лично вы должны стать профессионалом в своей области. Только профессионализм дает нам свободу! Свободу выбора: места работы, условий работы, условий вознаграждения за работу и т.п. Только профессионализм дает возможность получить общественное признание ваших заслуг и успехов. Только профессионализм откроет перед вами увлекательный мир, которому можно и нужно посвятить свою жизнь!».

Задачи тьютора она видит в следующем:

«Оказывать помощь с разрешением различных, порой непростых ситуаций, возникающих во время обучения в Университете. Прививать посредством личного примера студентам жизненные и нравственные ценности».

К Маргарите Владимировне постоянно обращаются студенты и основные вопросы, с которыми она приходят, заключаются в следующем:

• Получение Кампусной карты

• Получение логина и пароля от корпоративной почты

• Выдача студенческих билетов

• Оказание материальной помощи

На вопрос о том, чем привлекает работа тьютора, Маргарита Владимировна дала нам такой ответ:

«В первую очередь, общение со студентами заряжает позитивной энергией. Мне нравится чувство удовлетворенности, которое возникает, когда получается помочь студенту с его проблемой».

О студентах Маргарита Владимировна говорит кратко, но зато очень точно описывает их:

«Каждый студент – это интересный случай».

Мы поинтересовались, почему же Маргарита Владимировна занялась воспитательной работой со студентами и услышали такой рассказ:

«Я сама окончила филологический факультет РУДН по направлению «Филология». Для меня тьюторская всегда была тем местом, где могут помочь, дать совет или просто выслушать. Ведь студенты зачастую находятся вдали от дома и им нужна поддержка. Поэтому, когда после окончания обучения появилась возможность стать частью команды тьюторов по воспитательной работе, с радостью согласилась».

Работа повлияла и на интересы Маргариты Владимировны:

«Мне интересны мои направления. Что касается филологии, стараюсь помимо художественной литературы читать научные статьи, планирую в ближайшем будущем начать писать диссертацию. А относительно лингвистики – недавно прошла курсы повышения квалификации по английскому языку и самостоятельно продолжаю изучать французский язык».

В свободное от работы время тьютор читает и следит за книжными новинками. А также занимается вышиванием, по ее словам, «это очень хорошо разгружает голову».

Три главных качества в студентах для нее:

  • • Ответственность
  • Исполнительность
  • Умение с юмором относится к различным жизненным ситуациям

Студентам же тьютор дает следующий совет:

«Не бойся идти не туда, бойся никуда не идти. Не откладывай все на последний момент и не пропускай пары по физической культуре».