МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для профессорско-преподавательского состава по переходу на дистанционное обучение и организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в Российском университете дружбы народов
1. Общие положения
1.1. Настоящие методические рекомендации разработаны в рамках реализации приказа Минобрнауки России от 14 марта 2020 г. № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации».
1.2. Целью перехода на полное или частичное дистанционное обучение обучающихся Российского университета дружбы народов (далее – Университет, РУДН) является минимизация количества личных контактов между людьми в процессе обучения в соответствии с действующим российским законодательством, включая возможности применения электронного обучения (далее – ЭО) и дистанционных образовательных технологий (далее – ДОТ), предоставления студентам индивидуальных учебных планов (далее – ИУП), в том числе с переносом части занятий на другой учебный период.
1.3. Профессорско-преподавательский состав (ППС), в том числе руководители ОУП, руководители БУП в своей деятельности руководствуются: − Приказом ректора от 07.05.2018 г. №460 «Об утверждении положения об электронной информационно-образовательной среде РУДН»; − Приказом ректора от 13.02.2020 г. №191/р «Об организации обучения студентов из КНР по индивидуальным графикам»; − Приказом ректора от 02.03.2020 г. №321/р «Об организации обучения студентов из КНР с использование ЭО и ДОТ»; − Приказом ректора от 05.03.2020 г. №351/р «Об организации обучения студентов из КНР с использование ЭО и ДОТ»; − Приказом ректора от 16.03.2020 г. №426/р «Об изменениях в организации учебного процесса по образовательным программам очной формы обучения в весеннем семестре 2019/2020 уч.г.»; − Приказом ректора от 18.03.2020 г. №439/р «Об особенностях организации учебного процесса по образовательным программам в весеннем семестре 2019/2020 учебного года»; − иными методическими рекомендациями и инструкциями Университета.
2. Функции и задачи руководителей БУП и ППС при переходе на дистанционное обучение
Руководители БУП и ППС при переходе на дистанционное обучение:
2.1. Обеспечивают все виды учебной работы обучающихся в дистанционном формате с использованием разработанных ими электронных образовательных ресурсов (далее – ЭОР) в электронной информационно-образовательной среде (далее – ЭИОС) Университета.
2.2. Если дисциплина (модуль) учебного плана не обеспечена соответствующим по содержанию и наполнению ЭОР определяют, может ли эта дисциплина (модуль) быть реализована с помощью онлайн-курсов ведущих университетов, размещенных на Национальной платформе открытого образования (перечень доступных онлайн-курсов и методические рекомендации для включения их в образовательную деятельность размещены на сайте Минобрнауки России: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2473, список постоянно пополняется).
2.3. В случае отсутствия ЭОР РУДН (компонентов ЭОР) и онлайн-курсов университетов-партнеров для обеспечения дистанционного обучения обучающихся ведущий преподаватель разрабатывает недостающие ЭОР (компоненты ЭОР) и выкладывает их в Телекоммуникационную учебно-информационную систему РУДН (далее – ТУИС).
2.4. Руководитель БУП обеспечивает фиксацию хода образовательного процесса, поддерживает коммуникацию с удаленно работающими преподавателями, организовывает планирование рабочей недели и сбор отчетных форм с целью обеспечения контроля за качеством реализации образовательного процесса.
2.5. В случае продления сроков карантина Руководитель ОУП совместно с руководителями БУП разрабатывает вариант проведения мероприятий промежуточной и государственной итоговой аттестации для обучающихся выпускных курсов с использованием сервисов вебинаров, тестового инструментария ЭИОС РУДН.
2.6. Ведущие преподаватели предоставляют обучающимся доступ к контенту дисциплины посредством сети Интернет и организуют взаимодействие со обучающимися в ЭИОС с использованием встроенных инструментов коммуникации, а также электронной почты, социальных сетей и мессенджеров.
2.7. Ведущие преподаватели проводят доступными средствами в режиме онлайн или очно встречу с обучающимися, на которой знакомят их с ЭОР, на базе которого будет проходить обучение, организуют доступ обучающихся на платформу, где размещен ЭОР, информируют об особенностях работы в ЭИОС РУДН и о доступных инструментах коммуникации, консультируют по порядку изучения дисциплины.
2.8. Руководитель БУП и ведущие преподаватели планируют график освоения обучающимися учебной дисциплины, своевременно информируют обучающихся о предстоящих учебных и контрольных мероприятиях и сроках их выполнения.
2.9. Ведущие преподаватели осуществляют мониторинг активности обучающихся, текущий и промежуточный контроль результатов обучения на основе контрольно-измерительных материалов, размещенных в ТУИС, и предоставляют отчет руководителю БУП.
2.10. При необходимости преподаватели организуют онлайн-консультации и вебинары с обучающимися для повышения уровня их мотивации, снятия технических, психологических, организационных барьеров, препятствующих эффективному освоению ОП и сбора обратной связи от обучающихся.
2.11. Преподаватели обеспечивают условия для эффективного освоения обучающимися учебной дисциплины в дистанционном формате и формируют отчеты о ходе учебного процесса в своем Журнале учебной работы в формате ДОТ (форма журнала подставлена в приложении 1).
3. Рекомендуемый порядок действий ППС при переводе курса в дистанционный формат ППС для перевода дисциплины (курса, модуля) в онлайн рекомендуется выполнить следующий порядок действий:
3.1. Ознакомиться с действующими локальными-нормативными актами Университета, регламентирующими организацию учебного процесса с использование ЭО и ДОТ в РУДН, а также другими информационными материалами:
a) Адаптированные рабочие учебные планы на весенний семестр 2019-2020 уч.г. с использованием ЭО и ДОТ размещены в ТУИС (https://esystem.rudn.ru/tuis);
b) Актуальные материалы и новости публикуются в открытом доступе на официальном сайте РУДН в разделе «Образование»;
c) Инструкции и рекомендации для преподавателей размещены в ТУИС (https://esystem.rudn.ru/);
d) Организация контактной работы обучающихся и педагогических работников организована в ЭИОС РУДН в составе: ТУИС, Электронной библиотечной системы РУДН, приложений корпоративной системы MSOffice365, Портала ЕИС, официального сайте РУДН;
e) Организована «горячей линии» для ответов на вопросы по организации учебного процесса с использованием ЭО и ДОТ +7 (495)-434-42-12, edu.policy@rudn.ru (режим работы: 9:00-18:00 с понедельника по пятницу, перерыв с 13:00 до 14:00).
3.2. Спланировать разработку всех материалов в дистанционном формате:
a) При планировании дистанционного преподавания необходимо использовать ЭИОС РУДН. Однако вы можете выбрать другой инструмент, в том числе, закрытые группы в социальных сетях, для организации отдельных видов 4 учебной работы. Тогда ссылку на внешнюю группу требуется разместить на странице вашей дисциплины в ТУИС, в том числе для мониторинга работы преподавателя.
b) Ведущим преподавателям необходимо скорректировать программу дисциплины: − определить понедельный тематический план онлайн-курса, − определить контрольные мероприятия в соответствии с выбранными форматами дистанционной работы по каждому виду учебной нагрузки, − актуализировать ФОС и БРС с учетом использования ЭО и ДОТ, в т.ч. баллы за посещение аудиторных занятий и учебную активность на занятиях исключить и заменить баллами за волнение самостоятельной работы и мероприятий текущего контроля, проводимые в ЭИОС РУДН (приказ ректора от 18.03.2020 г. № 439/р), − разработать список учебных материалов и инструкций, доступ к которым должен быть у обучающихся, − заблаговременно оповестить обучающихся об изменении формата работы (не позднее 7 календарных дней до начала лекции/семинара/лабораторной работы и т.д.), − составить список учебных материалов и инструкций, доступ к которым должен быть у обучающихся (видеолекции, ридеры, памятки, объявления и т.д.). Порядок планирования дистанционного преподавания по дисциплине представлен в приложении 2. 3.3. Определиться с технологией проведения контактной работы в рамках лекций, семинарских и практических занятий, лабораторных работ по дисциплине, в т.ч. в компьютерных классах, а также при проведении промежуточной аттестации. a) Проведение интерактивных лекций, семинарских занятий в ЭИОС проводится в реальном времени по ранее установленному расписанию аудиторных занятий с учетом адаптированных рабочих учебных планов весеннего семестра 2019/2020 и/или доступ к видеозаписям и демонстрационным материалам предоставляется обучающимся не позднее одного рабочего дня после проведения занятия по расписанию. Для организации дистанционного обучения используются следующие формы: онлайн-курсы, прямая трансляция из аудиторий, ЭОР (видеолекции, электронные учебники, контрольно-измерительные материалы), вебинары, взаимодействие через социальные сети и мессенджеры, взаимодействие по электронной почте. Инструкции по организации видеоконференций/вебинаров с использованием Microsoft Teams, ZOOM, Skype для бизнеса размещены на главной странице ТУИС (https://esystem.rudn.ru/). Проведение трансляции преподавателем может осуществляться как с территории Университета, так и из любого другого места, при наличии у 5 преподавателя необходимого оборудования и устойчивого канала связи с сетью Интернет. При организации онлай-трансляции извне Университета ответственность за ее качество несет сам преподаватель. Порядок организации онлайн-трансляции с территории Университета установлен приказом ректора от 16.03.2020 г. № 426/р. Создаваемые самостоятельно видеоматериалы и другой образовательный контент размещается преподавателями в облаке OneDrive (в корпоративной системе MSOffice365) или в иных системах внешних хранилищах, доступных обучающимся. Руководство по размещению видеолекций и вебинаров в курсах ТУИС размещена на главной странице ТУИС (https://esystem.rudn.ru/). b) Лабораторные работы и практические занятия на территории Университета реализуются в дистанционном формате по ранее установленному расписанию аудиторных занятий с учетом адаптированных рабочих учебных планов весеннего семестра 2019/2020 учебного года. c) Мероприятия текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся в полном объеме проводятся в дистанционном формате. Для этого необходимо внести должны быть соответствующие изменения в ФОС и БРС дисциплины с учетом использования ЭО и ДОТ. d) Проведение мероприятий повторной промежуточной аттестации осуществляется в обычном режиме, кроме обучающихся, находящихся вне местонахождения Университета (приказ ректора от 16.03.2020 г. № 426/р). 3.4. Создать учебные материалы и разместить их в ТУИС: a) Кроме видеоматериалов (п. 3.1) необходимо разработать другие учебные материалы (оцифровать готовые материалы (сканер, фотокамера и др.), разработать график проведения заданий в дистанционной форме, подготовить инструкции по работе с разными инструментами, методические рекомендации, проверочные задания и др.). Воспользуйтесь удаленным доступом к электронным учебникам и журналам в базах данных электронной библиотеки РУДН. Обращаем ваше внимание, что электронная библиотека РУДН содержит 50+ баз данных. Для чтения полнотекстовых электронных учебников и журналов подключитесь к прокси-серверу РУДН в соответствии с инструкцией для удаленного подключения. Для чтения учебной литературы в ЭБС РУДН подключение к проксисерверу не требуется. Обучающимся достаточно авторизации в личном кабинете: Логин: Фамилия студента на русском языке, Пароль: номер студенческого билета полностью. Кроме того, многие базы данных научной и учебной литературы открывают студентам дополнительные учебные, научные и справочные полнотекстовые материалы в формате тестового доступа. Оперативная информация о возможностях и привилегиях на период удаленного обучения публикуется на главной странице 6 сайта библиотеки http://lib.rudn.ru/ и на страницах в социальных сетях Facebook и vKontakte. Сотрудники УНИБЦ (Научной библиотеки) ответят на любой вопрос по удаленной работе с базами данных и регистрации в ЭБС РУДН по корпоративной почте library@rudn.ru, в социальных сетях и через сервис «Задать вопрос библиотекарю». b) Для того, чтобы завершить создание курса, необходимо опубликовать все созданные материалы на странице электронного курса дисциплины в ТУИС, где они будут доступны обучающимся для работы. c) Порядок наполнение электронного курса материалами описан в инструкции для создателей курсов в ТУИС (https://esystem.rudn.ru/). 3.5. Начать реализацию дисциплины в дистанционной форме: a) ТУИС расположен на сервере РУДН, но работать с ним можно из любой точки при наличии Интернета, любого устройства, принимающего Интернет (компьютер, планшет, смартфон), а также логина и пароля. Без логина и пароля можно увидеть только названия дисциплин и описания к ним, а также курсы, специально открытые для гостевого доступа. b) Организовать прикрепление обучающихся к курсу в ТУИС. Содержание курса доступно только преподавателям и студентам, которые подписаны на курс. c) При проведении занятий с использованием MSTeams, ZOOM, Skype для бизнеса и др. приложений, предназначенных для создания пространства для корпоративной работы, общения, обмена файлами, координации встреч, создания командных заметок и т.п., необходимо заблаговременно предоставлять доступ обучающимся на эти платформы. Инструкция по работе с указанными платформами размещены на главной странице ТУИС (https://esystem.rudn.ru/). d) Рекомендуется направить письмо-приветствие обучающимся (включая сообщества в социальных сетях и мессенджеры) с объяснением правил работы по дисциплине в дистанционном формате, графика изучения тем/разделов и описанием ближайших учебных мероприятий. 7 Приложение 1 Журнал учета учебной работы ППС в формате ДОТ Шифр и наименование направления подготовки / специальности Уровень и наименование ООП Наименование учебной дисциплины Объем и структура учебной работы по УП Наименование БУП Должность и ФИО преподавателя Учебная группа (поток) № Наименование темы (включая контрольные мероприятия и текущие консультации) по программе учебной дисциплине \ практики Дата и время * проведения занятия (контроля и консультаций) Платформа (используемое ПО) Вид занятия (форма учебной работы: онлайн-лекция, рассылка материалов, размещение видеозаписи, чат-консультация и пр.) *) – должно соответствовать утвержденному расписанию аудиторных занятий, контроль и консультации проводятся или по утвержденному расписанию во время отведенное на практические / семинарские занятия, или в иное время по согласованию с обучающимися. 8 Приложение 2 Порядок планирования дистанционного преподавания Площадка План и дедлайны Элементы контроля Изменения в графику учебного процесса Список материалов Что делаем Размещаем материалы по дисциплине, ссылки на образовательный контент, даем объявления, сообщаем результаты текущего контроля и промежуточной аттестации Определяем тематический план курса (по неделям) и список контрольных процедур с соответствии с программой дисциплины и выбранной формой дистанционной работы Актуализируем ФОС и БРС по всем дисциплинам адаптированных учебных планов с использование ЭО и ДОТ Решаем, какие именно учебные материалы должны быть в каждой неделе курса. Лабораторные работы и практические занятия переносятся на конец семестра и/или заменяются расчетными работами Продумываем список организационных материалов Результат Едина точка входа – личный кабинет в ТУИС или ТУИС для аккумулирования (размещается ссылка на видео) + файлы с записями видеолекций и вебинаров размещаются в облаке OneDrive (в корпоративной почте, иных системах доступных обучающимся) Горизонт планирования, по крайней мере, на две недели Все элементы самостоятельной