Жизненные ценности

История кафедры - Открыть.

.

Система ценностей — это совокупность сложившихся у людей мнений о значении в их жизни вещей и явлений, встречаемых в природе и обществе («социальных установок»). Человек и общество опирается на систему ценностей при сравнении и выборе решений.

Вряд ли у сотрудников медицинского института возникло бы желание классифицировать жизненные ценности. А вот у социологов и философов такая тема – это научный интерес, способ защиты диссертаций и, может быть, даже путь к познанию мироустройства. Тут мы вспоминаем притчу.

О шести слепых мудрецах и слоне

Давно это было. Привели как-то в один город слона. Многие захотели увидеть его. Среди них были и известные на всю округу слепые мудрецы. Но как увидеть слона, если ты слеп?

- Я знаю, – сказал один мудрец, – мы ощупаем его.

- Хорошая идея, – согласились другие. – Так мы сможем узнать, какой он этот СЛОН.

Итак, шесть мудрецов пошли “смотреть” слона.

Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед и назад.

- Это веер! Слон похож на веер! – воскликнул он.

Второй мудрец стоял возле ноги слона и трогал ее. Она была круглой и могучей.

- М-м-м... это что-то круглое и толстое… Слон похож на дерево! – воскликнул он.

- Вы оба не правы. – сказал третий. – Да, он круглый, но не толстый и к тому же очень гибкий! Он похож на веревку! Этот мудрец нащупал хвост слона.

- Ну, нет! Слон похож на копье! Да - круглый, да - тонкий, но не гибкий! – воскликнул четвертый, который ощупывал бивни слона.

- Нет, нет, – закричал пятый, – слон, как высокая стена. Большая, широкая и шершавая. – говорил тот, ощупывая бок слона.

Шестой мудрец в руках держал хобот слона.

- Все вы не правы, – сказал он, – слон похож на змею.

- Нет, на веревку!

- Нет, змею!

- Стену!

- Вы ошибаетесь!

- Я прав!

Шестеро слепых мудрецов безудержно кричали друг на друга. Их спор продолжался целый день. Потом еще один, затем неделя, а к единому мнению они так и не пришли. Каждый мудрец представлял себе лишь то, что могли чувствовать его руки и верил он только себе.

В результате, каждый думал, что только он прав и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать то, что говорят ему другие.

Поэтому они никогда так и не узнали, как выглядит слон.

Одной из ценностей в жизни является возможность пошутить и посмеяться. Поэтому я приведу то, что прочитала в интернете далее, после притчи о шести слепых мудрецах.

Собралось однажды шесть слепых слонов в надежде выяснить совместнымиусилиями, что же такое человек.

Один слон пощупал человека ногой и сказал: «Человек это что-то маленькое и плоское».

Остальные тоже пощупали человека ногой и единодушно согласились с первым.

С жизненными ценностями ситуация лучше, чем с познанием слона.  Ученые разделили жизненные ценности во второй половине 20 века на две группы (википедия):

1.    терминальные, или конечные, ценности, или ценности-цели, то есть убеждения в том, что достижение некоторых конкретных целей является смыслом человеческой жизни (или, по-другому, убеждения, что какая-то конечная цель индивидуального существования — например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире — с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться);

2.    инструментальные ценности, или ценности-средства, то есть таланты, связанные с методами достижения целей (убеждения в том, что какой-то образ действий — например, честность, рационализм — является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях)

Терминальные ценности (википедия), со списком которых я не могу полностью согласиться, поэтому комментирую (синий текст – Е.В.):

1.    Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

2.    Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом). К сожалению, когда возраст становится «перезрелым», жизненные суждения могут оказаться неактуальными, поскольку человек уже не идет в ногу со временем;

3.    Здоровье (физическое и психическое);

4.    Интересная работа;

5.    Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

6.    Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

7.    Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

8.    Наличие хороших и верных друзей;

9.    Общественное признание - уважение окружающих (Это вещь субъективная, поскольку еще в герой А.С. Грибоедова заметил «А судьи кто?» Попав в «дурное общество, стоит ли искать его признания?), коллектива, товарищей по работе;

10. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

11. Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

12. Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

13. Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей. Не думаю, что отсутствие обязанностей может быть жизненной ценностью, иначе это тупиковый путь развития общества. Или здесь речь идет только о том времени, когда мы развлекаемся?);

14. Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

15. Счастливая семейная жизнь;

16. Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

17. Творчество (возможность творческой деятельности);

18. Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Инструментальные ценности:

1.    Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

2.    Воспитанность (хорошие манеры);

3.    Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания – отнюдь не уверена, что высокие притязания – это жизненная ценность);

4.    Жизнерадостность (чувство юмора);

5.    Исполнительность (дисциплинированность);

6.    Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

7.    Непримиримость к недостаткам в себе и других – Я бы не хотела, чтобы кто-нибудь досаждал мне своей непримиримостью к моим недостаткам. Этот пункт противоречит предыдущему, который говорит о независимости человека, как о ценности;

8.    Образованность (широта знаний, высокая общая культура);

9.    Ответственность (чувство долга, умение держать слово);

10. Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

11. Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

12. Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов – может быть это ценность, но не всем доступная;

13. Твердая воля (умение настоять на своем,  не отступать перед трудностями. Первая часть  этого пункта противоречит пункту 14 из предыдущего списка о том, что жизненной ценностью является  «Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках», она может вести к конфликтам в семье, обществе и даже к межгосударственным конфликтам);

14. Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

15. Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

16. Честность (правдивость, искренность);

17. Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

18. Чуткость (заботливость).

Поскольку разговор о жизненных ценностях будет идти далее на странице Кафедры биохимии имени академика Березова Т.Т., мы начнем этот разговор с истории кафедры, а потом поговорим о том, как следует жить здорОво, ведь биохимикам есть, что сказать по этому поводу.  А потом поделимся тем, как мы любим развлекаться, попросим своих аспирантов рассказать об их родных странах, расскажем о российских традициях.

Составила по материалам интернета профессор кафедры, Лукашева Елена Васильевна

История проекта ЖЦ.docx

Жизненные ценности РУДН.docx