О кафедре

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА № 1

ФАКУЛЬТЕТА РУССКОГО ЯЗЫКА И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Зав. кафедрой — кандидат филологических наук,

доцент Марина Александровна Брагина

Адрес: 117196, Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.10/3, каб. 215

Телефон: +7 (495) 787-38-03, доб. 15-13.

Е-mailbragina_ma@pfur.ru

Краткая история

Кафедра русского языка №1 открылась в 1975 году на базе секции подготовительного факультета.С 1975 по 1997 гг. кафедрой заведовала к.ф.н., профессор Кухаревич Нина Евгеньевна, с 1998 по 2003 гг. — к.ф.н., доцент Пугачёв Иван Алексеевич, с 2004 по 2015 гг. — к.ф.н., профессор Есина Зоя Ивановна, с 2014 по настоящее время — к.ф.н., доцент Брагина Марина Александровна.При обучении иностранных студентов, магистрантов и аспирантов кафедра русского языка №1 следует лучшим традициям, созданным на кафедре русского языка под руководством Екатерины Ивановны Мотиной.

Численность преподавателей, студентов

Общая численность преподавателей русского языка — 26 человек (из которых 8 – кандидаты наук, 1- доктор наук). Из них:

  • профессоров – 1
  • доцентов – 3
  • старших преподавателей – 8
  • ассистентов – 8
  • педагогов дополнительного образования - 1
  • старших педагогов  дополнительного образования - 1

Ежегодно на кафедре обучаются 200-250 студентов из 65 стран Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока, Европы и СНГ.

Специальности и направления

Кафедра готовит иностранных учащихся по программе «Русский язык как иностранный. I сертификационный уровень» с учётом дальнейшей специализации студентов по следующим направлениям:

Бакалавриат:

Инженерная академия

  • Управление в технических системах,
  • Архитектура,
  • Дизайн архитектурной среды,
  • Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств,
  • Наноинженерия,
  • Нефтегазовое дело,
  • Прикладная математика и информатика,
  • Строительство,
  • Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов,
  • Энергетическое машиностроение.

Факультет физико-математических и естественных наук

  • Математика,
  • Математика и компьютерные науки,
  • Прикладная информатика,
  • Прикладная математика и информатика,
  • Фундаментальная информатика и информационные технологии,
  • Физика,
  • Химия,
  • Бизнес-информатика.

Специалитет:

Инженерная академия

  • Прикладная геология,
  • Горное дело,

Магистратура:

Инженерная академия

  • Управление в технических системах,
  • Архитектура,
  • Геология,
  • Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств,
  • Менеджмент,
  • Нанотехнологии и микросистемная техника,
  • Нефтегазовое дело,
  • Прикладная математика и информатика,
  • Строительство,
  • Фундаментальная информатика и информационные технологии,
  • Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов,
  • Энергетическое машиностроение.

Факультет физико-математических и естественных наук

  • Математика,
  • Прикладная математика и информатика,
  • Фундаментальная информатика и информационные технологии,
  • Физика,
  • Химия.

Аспирантура:

Инженерная академия

  • Архитектура,
  • Геология, разработка и разведка полезных ископаемых,
  • Информатика и вычислительная техника,
  • Машиностроение,
  • Науки о Земле,
  • Техника и технологии строительства,
  • Техника и технологии наземного транспорта,
  • Электро- и теплотехника.

Факультет физико-математических и естественных наук

  • Информатика и вычислительная техника,
  • Компьютерные и информационные технологии,
  • Математика и механика,
  • Физика и астрономия,
  • Химические науки.

В зависимости от времени начала занятий и образовательного уровня обучающегося учебные группы подразделяются на соответствующие потоки:

  • Группы планового заезда (бакалавриат, магистратура, аспирантура);
  • Группы позднего заезда (бакалавриат, магистратура, аспирантура);
  • Группы, обучающиеся 3 семестра (бакалавриат, магистратура, аспирантура).

На кафедре ежемесячно проводятся учебно-методические семинары для преподавателей, как правило, имеющие практическую направленность: семинары по обучению фонетике, грамматике, лексике, семинары по формированию этно- и лингвокультурной компетенции.

Научное направление

  • Формирование слухопроизносительных и ритмико-интонационных навыков у иностранных обучающихся. Изучение правил образования и функционирования фонетических единиц как языковой компетенции, а также формирование слухопроизносительных навыков по мере усвоения лексических и грамматических единиц.
  • Сравнительная характеристика фонетических систем русского языка и языков хинди, сингальского, корейского, китайского, арабского языков в целях совершенствования методики преподавания РКИ.
  • Обучение русскому языку как иностранному как средство получения знаний по специальности на этапе предвузовской подготовки студентов.
  • Взаимосвязанное обучение аспектам языка и видам речевой деятельности для формирования у иностранных студентов коммуникативной компетенции.
  • Введение и активизация языкового материала в устной и письменной формах, развитие навыков чтения и конспектной записи прочитанных текстов, а также развитие навыков диалогической и монологической речи студентов на основе изучаемых текстов.
  • Реализация государственных стандартов по русскому языку при использовании в учебном процессе на этапе I сертификационного уровня.
  • Изучение и применение Российской государственной системы тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку.
  • Разработка графической наглядности в формировании грамматических навыков и умений.

Учебники и другие издания

Кафедра использует в учебном процессе собственные научно-практические, научно-методические и учебные издания:

  • «Прогресс. Элементарный уровень»«Прогресс. Базовый уровень»словарь к учебнику «Прогресс» с переводом на английский, испанский, французский, арабский, китайский языки (Соболева Н.И., Волков С.У. и др.)
  • Лингафонный курс к учебнику «Прогресс» (Варламова И.Ю., Соболева Н.И., Сорокина Е.В.)
  • «Практическая грамматика. Сборник упражнений к учебнику «Прогресс» (Соболева Н.И., Гадалина И.И. и др.)

В целях формирования коммуникативных навыков учебно-профессиональной сферы кафедрой разработаны следующие пособия:

  • «Учебные задания по развитию навыков слушания и записи лекций», корректировочный курс фонетики на материале НСР (Сорокина Е.В., Серова Л.К.)
  • Сопроводительный курс фонетики к учебнику «Русский язык – будущему инженеру» (Сорокина Е.В., Дубинская Е.В., Калинина В.С., Липатова Т.В.).

В настоящее время кафедрой проводится работа по созданию учебных пособий для самостоятельной работы студентов, а также разработка и написание учебных пособий нового типа на основе УМК. Преподаватели кафедры участвуют в создании системы тестирования по русскому языку для иностранных граждан. При этом преподаватели активно сотрудничают с другими вузами и создают новые документы по заданию Минобрнауки РФ:

  • Государственные стандарты «Лингводидактическое описание русского языка как иностранного», включающее разработку тестов (Соболева Н.И., Иванова А.С. и др.)
  • Пособие по тестированию в области лингвокультурологии «Русский язык и цивилизация» (Журавлёва Л.С., Зиновьева М.Д., Есина З.И.)
  • «Лингводидактическая  программа по русскому языку как иностранному для преподавателей. Элементарный, базовый и I сертификационный уровень» (Соболева Н.И. и др.)

Также на кафедре создаётся большое количество учебно-методических пособий в помощь иностранным учащимся и преподавателям для облегчения учебного процесса.

Новые технологии в обучении студентов

Научные интересы кафедры находятся в области практико-ориентированного обучения РКИ с учётом этно- и лингвокультурной адаптации студентов на основе антропоцентрического подхода к методике преподавания русского языка как иностранного. Кафедра активно занимается разработкой пособий для самостоятельной работы обучающихся.

Преемственность в обучении

Кафедра русского языка №1 активно сотрудничает с кафедрой русского языка инженерного факультета и факультета физико-математических и естественных наук, а также последовательно и активно развивает междисциплинарные связи и межпредметную координацию с кафедрами математики и информатики, химии и биологии и кафедрой физики подготовительного факультета.

В результате совместной творческой работы стало возможным появление целого ряда учебников и учебных пособий. Венедиктова Н.К. является соавтором коллектива преподавателей химии, рецензент и редактор учебных пособий по химии. Под её редакцией был издан учебник «Основы начала общей химии», М., РУДН, 2007 г. Результатом сотрудничества преподавателей РКИ и преподавателей общеобразовательных дисциплин явились также следующие учебные пособия: «Математика» (Копылова П.А., Соколова Л.И.), «В помощь начинающим изучать физику на русском языке» (Грачёва О.А., Есина З.И., Калинина В.С.). Все учебные пособия, которые представляют к изданию преподаватели специальных дисциплин или преподаватели русского языка по научному стилю речи, проходят предварительное совместное рецензирование.

Внеаудиторная работа

Традиционно на кафедре проводятся следующие мероприятия: тематический урок-концерт «Мы говорим и поём по-русски», заседания «Русского клуба» в соответствии с различными важными историческими датами, научная конференция «О науке по-русски» и Олимпиада по русскому языку

Проводятся экскурсии в музеи, исторические культурные центры, осуществляется посещение театров, кино, цирка и т.д. Информационное освещение научно-практических мероприятий кафедры для студентов представлено на стенде кафедры. Подготовлен электронный альбом о студенческих мероприятиях, организованных кафедрой.

Преподаватели кафедры оказывают постоянную помощь преподавателям других вузов как в России, так и за рубежом в методике преподавания РКИ, в создании совместных учебников и учебных пособий, активно участвуют в международных научных симпозиумах, конгрессах, конференциях во многих странах мира.

Высокий научный и профессиональный потенциал преподавателей кафедры проявляется в том, что они успешно руководят аспирантами, выступают в качестве оппонентов, а сама кафедра неоднократно являлась ведущей организацией при защите кандидатских диссертаций.