Актуальность. В соответствии с Решением Президиума Российского Союза ректоров от 3 июня 2011 г. №1 развитие системы вузовских музейных комплексов, сети вузовских музеев и учреждение под эгидой Российского Союза ректоров Ассоциации вузовских музеев определено в качестве одного из приоритетов дальнейшего развития системы высшего профессионального образования в целом.
Опора на вузовские музеи, использование музейного потенциала помогут реализации высшими учебными заведениями важных задач научной и инновационной политики на принципах преемственности социально-экономического курса развития России. Музейная компонента вузовской жизни поможет воспитать у будущих
специалистов вдумчивую жизненную позицию, нацеленность на понимание смысла в
овладении знаниями в будущей профессии, способность принимать самостоятельные, взвешенные и ответственные решения и понимать значимость культурного наследия.
В то же время вузовские музеи обязаны быть не только хранителями наследия, традиций, но и, чутко реагируя на социальные запросы, становиться средством межкультурной коммуникации. Многоаспектность воздействия музейного пространства и его продуманная интерпретация способны направленно формировать и формируют у молодежи социально значимые конкретные установки и стереотипы.
Цели и задачи. В настоящее время в ведущих университетах мира усиливается роль вузовского музея, поскольку современный университетский музей – это не только
Ø летопись истории университета как учебного заведения;
Ø летопись научных школ вуза, спортивных и культурных достижений,
но и
инновацинный объединящий культурный и научный центр, который должен
Ø быть актуальным, идти в ногу со временем, правильно используя и в то же время сохраняя лучшие вузовские традиции;
Ø способствовать формированию университетской идентичности,
Ø активно участвовать в учебном процессе и воздействовать на обучение музейными средствами, тем самым позитивно влияя на имидж вуза.
Ø Способствовать формированию интереса к музейной процессии.
Представляется важным активнее проводить в музее профессиональные музеологические, а также культурно-образовательные, просветительные и воспитательные мероприятия с привлечением не только студентов и сотрудников РУДН, но и профессионального музейного сообщества.
Деятельность Музеологической студии включает два магистральных направления
1) Актуальные проблемы музейного дела и культурного наследия (изучение, знакомство, осмысление основных музеологических проблем и тенденций, а также адаптация их к конкретной профессиональной сфере).
2) Лаборатория музейного проектирования (Инициирование, создание, реализация, продвижение, кураторство конкретных музейных проектов).
Реализация данных направлений
Ø формирует у будущих специалистов важные общекультурные и профессиональные компетенции, позволяющие более успешно и качественно находить конкретные профессиональные успешные решения;
Ø позволяет музейными средствами осуществлять процесс подготовки нового поколения культурной элиты к жизни и деятельности в условиях динамично меняющихся реалий глобализирующегося мира;
Ø содействует формированию успешной зрелой личности, обладающей общекультурными и профессиональными компетенциями, понимающими место человека в социуме, мире и пространстве, умеющей делать правильные выводы с опорой не только на современный контекст, но с учетом культурных традиций, наследуя лучшие из них;
Ø способствует формированию социокультурной среды вуза.
Ø осуществляет воспитательную работу как в учебном, так и во и внеучебном процессе;
Ø способствует формированию интереса к музейной профессии: широкой представление о музейной профессии дает дополнительные возможности в профессиональной реализации и увязывании своей будущей профессиональной карьеры с музейной деятельностью.
Ø облегчает корректировку полученных теоретических знаний с учетом музейных практических задач.
Выбор реализуемых студией проектов конкретизируется с учетом выбранной подготовки
студенческого состава из стран приема, сложившихся традиций университета и кафедры, с использованием сложившейся социокультурной среды вуза.
Цикл интегрированных занятий в области музейного дела, формирующих компетенции по организации работы музеев, их видах, методах поисковой и исследовательской работы; включает в себя не только теоретические, но и практические формы. В рамках работы студии студенты знакомятся с историей коллекционирования и музеев, типами и видами современных музеев, теорией и практикой музейной работы, получают первичные навыки современных музейных технологий, развивают практические навыки музейной работы, побуждающие их к созидательной деятельности, способствующие расширению кругозора и социализации личности.
Залача студии – чтобы студенты
Для решения этих задач студия на базе Музея РУДН периодически проводит музеологические мероприятия, которые становятся событиями, привлекающими интерес не только студентов, преподавателей и сотрудников РУДН, но и музейной общественности Москвы, Подмоскоквья и других городов. Так, в марте 2011 года был подготовлен выставочный проект и Круглый стол « Анималистика в культуре народов мира», где были представленные музейные предметы из коллекции музея РУДН. В проекте принимали участие музейные работники ведущих музеев Москвы, Подмосковья и Красноярска.
Музей вуза сегодня - демократический по своему характеру и по просветительской направленности орган, "открытый для всех", должен быть средством реформирования образования и частью единой системы вузовского образования. Музей должен занимать активную позицию, повернуться лицом к человеку, вступить с ним в диалог, служить интересам профессионального сообщества РУДН. Таким образом, Музеологическая студия как структура профессиональной кафедры помогает Музею РУДН стать уникальной точкой преломления культуры и образования, а самое важное - воспитания молодежи, поскольку музей обладает такими качественными и количественными параметрами открытости, которые, в конечном итоге, определяют его уникальность по сравнению с другими вузовскими структурами.
Сотрудничество Музеологической студии с музеем РУДН позволяет, с одной стороны, наглядно продемонстрировать многие аспекты музейной деятельности, а с другой стороны, способствует дальнейшему активному развитию музея с профессиональных позиций. Музей как социокультурный институт и как структурное подразделение вуза в современном нестабильном мире должен сохранять историческую память и способствовать социализации личности. Изучение основ музейного дела, приобретение практических навыков в сфере культурного наследия позволит расширить кругозор специалиста в любой области. Музейный культурологический взгляд на любую профессиональную проблему особенно сейчас плодотворен и актуален.
В процессе работы Музеологической студии студенты получают возможность сочетать коллективную, групповую, индивидуальную формы работы, использовать прогрессивные технологии обучения. Широко используется проектный метод организации деятельности, разработка и представление конкретного проекта. Этот метод позволяет участникам студии актуализировать теоретические знания, в соответствии с учетом особенностей, интересов и уровня подготовки студентов, дает возможность реализовать личностно-диагностический подход к обучению, включить студентов в исследовательскую деятельность и, в конечном счете, помочь им в определении своих интересов и формировании общекультурных компетенций.