Цели и задачи

Актуальность.  В соответствии с Решением Президиума Российского Союза ректоров от 3 июня 2011 г. №1 развитие системы вузовских музейных комплексов, сети вузовских музеев и учреждение под эгидой Российского Союза ректоров Ассоциации вузовских музеев определено в качестве одного из приоритетов дальнейшего развития системы высшего профессионального образования в целом.

Опора на вузовские музеи,  использование музейного потенциала   помогут  реализации высшими учебными заведениями важных  задач научной и инновационной политики на принципах преемственности социально-экономического курса развития России. Музейная  компонента вузовской жизни поможет  воспитать у будущих

специалистов вдумчивую  жизненную позицию, нацеленность на понимание смысла в

овладении знаниями в  будущей профессии, способность принимать самостоятельные, взвешенные и ответственные решения и понимать значимость культурного наследия.

В то же время вузовские музеи  обязаны  быть не только хранителями наследия,  традиций, но и, чутко реагируя на социальные запросы, становиться средством  межкультурной коммуникации.  Многоаспектность воздействия музейного пространства и его продуманная интерпретация  способны направленно формировать и формируют у молодежи социально значимые конкретные установки и стереотипы.

Цели и задачи.    В настоящее время в ведущих университетах мира усиливается роль вузовского музея, поскольку современный университетский музей  – это не только

Ø  летопись истории  университета как учебного заведения;

Ø  летопись  научных школ вуза, спортивных и культурных достижений,

но и

инновацинный объединящий культурный и научный центр,  который должен

Ø  быть актуальным, идти в ногу со временем, правильно используя и в то же время сохраняя лучшие вузовские традиции;

Ø  способствовать формированию университетской идентичности,

Ø  активно участвовать в учебном процессе и воздействовать на  обучение музейными средствами, тем самым позитивно влияя на имидж вуза.

Ø  Способствовать формированию интереса к музейной процессии.

Представляется важным  активнее проводить в музее профессиональные музеологические,  а также культурно-образовательные, просветительные и воспитательные мероприятия  с привлечением  не только студентов и сотрудников РУДН, но и профессионального  музейного сообщества.

Деятельность Музеологической  студии включает  два магистральных направления

1)      Актуальные проблемы  музейного дела и культурного наследия (изучение, знакомство, осмысление основных музеологических проблем и тенденций, а также адаптация их к конкретной профессиональной сфере).

2)      Лаборатория музейного проектирования (Инициирование, создание, реализация, продвижение, кураторство  конкретных музейных проектов).

Реализация данных направлений

Ø   формирует у  будущих специалистов важные общекультурные и профессиональные компетенции, позволяющие более успешно и качественно находить конкретные профессиональные  успешные решения;

Ø  позволяет  музейными средствами  осуществлять  процесс подготовки нового поколения культурной элиты к жизни и  деятельности в условиях динамично меняющихся реалий глобализирующегося мира;

Ø  содействует  формированию успешной зрелой личности, обладающей общекультурными и профессиональными компетенциями, понимающими место человека в социуме, мире и пространстве, умеющей делать правильные выводы с опорой не только на современный контекст, но с учетом культурных традиций, наследуя лучшие из них;

Ø  способствует  формированию социокультурной среды вуза.

Ø  осуществляет воспитательную  работу как в учебном, так и во  и внеучебном процессе;

Ø  способствует формированию интереса к музейной профессии: широкой представление о музейной профессии дает дополнительные возможности  в профессиональной реализации и увязывании своей будущей профессиональной карьеры  с музейной деятельностью.

Ø  облегчает корректировку полученных  теоретических знаний с учетом  музейных практических задач.

Выбор  реализуемых студией  проектов конкретизируется с учетом выбранной подготовки

студенческого состава из стран приема, сложившихся традиций университета и  кафедры, с  использованием сложившейся социокультурной среды вуза.

Цикл интегрированных занятий в области музейного дела, формирующих компетенции по организации работы музеев, их видах, методах поисковой и исследовательской работы; включает в себя не только теоретические, но и практические формы.  В рамках работы студии студенты знакомятся с историей коллекционирования и музеев, типами и видами современных музеев, теорией и практикой музейной работы, получают  первичные навыки современных музейных технологий, развивают практические навыки музейной работы, побуждающие их  к созидательной деятельности,  способствующие расширению кругозора  и социализации личности.

Залача студии – чтобы студенты

  • составили целостное представление о многогранности музейного мира и профессиональной музейной  деятельности;
  • исследовали на практике собственные познавательные интересы, способности;
  • интегрировали полученные в процессе учебы  знания на качественно новом уровне.

Для решения этих задач студия  на базе Музея РУДН периодически  проводит музеологические  мероприятия, которые становятся событиями, привлекающими интерес не только  студентов, преподавателей и сотрудников  РУДН, но и музейной  общественности Москвы, Подмоскоквья и других городов. Так, в марте 2011 года был подготовлен выставочный проект и Круглый стол « Анималистика в культуре народов мира», где были представленные музейные предметы из коллекции музея РУДН. В проекте принимали участие музейные работники ведущих музеев Москвы, Подмосковья и Красноярска.

Музей вуза сегодня - демократический по своему характеру и по просветительской направленности орган, "открытый для всех", должен быть средством реформирования образования и частью единой системы вузовского образования. Музей должен занимать активную позицию, повернуться лицом к человеку, вступить с ним в диалог, служить интересам профессионального сообщества РУДН. Таким образом,  Музеологическая студия как структура профессиональной кафедры помогает  Музею РУДН стать  уникальной точкой преломления культуры и образования, а самое важное - воспитания молодежи, поскольку  музей обладает такими качественными и количественными параметрами открытости, которые, в конечном итоге, определяют его уникальность по сравнению с другими вузовскими структурами.

Сотрудничество Музеологической студии с  музеем РУДН  позволяет, с одной стороны, наглядно продемонстрировать многие аспекты музейной деятельности, а с другой стороны, способствует дальнейшему активному развитию музея  с профессиональных позиций.  Музей как социокультурный институт  и как структурное подразделение вуза  в современном  нестабильном  мире должен  сохранять историческую память и  способствовать социализации личности. Изучение основ музейного дела, приобретение практических навыков в сфере культурного наследия   позволит расширить  кругозор специалиста в любой области. Музейный культурологический взгляд на любую профессиональную  проблему особенно сейчас плодотворен  и актуален.

В процессе работы Музеологической студии студенты получают возможность  сочетать коллективную, групповую, индивидуальную формы работы, использовать прогрессивные технологии обучения. Широко используется  проектный метод организации  деятельности,  разработка и представление конкретного проекта. Этот метод позволяет участникам студии  актуализировать теоретические знания,  в соответствии с учетом особенностей, интересов и уровня подготовки студентов, дает возможность реализовать личностно-диагностический подход к обучению, включить студентов в исследовательскую деятельность и, в конечном счете, помочь им в определении своих интересов  и формировании общекультурных компетенций.