Научные проекты кафедры

Анонсы методологических семинаров

Методологический семинар "Трансформация национальной идентичности в условиях геополитических рисков"

24 марта 2023 года  в соответствии с целями и задачами повышения академической репутации и продвижения бренда РУДН и в целях реализации мероприятий Программы развития РУДН «Приоритет-2030» (Проект П05.1), в рамках плана НТМ ФГСН РУДН,  в рамках  международного проекта – гранта РФФИ № 20-511-05025 «Развитие гражданской идентичности на постсоветском пространстве: тенденции, вызовы, риски (на примере России и Армении)» состоялся онлайн Круглый стол  «Трансформация национальной идентичности в условиях геополитических рисков».

В работе круглого стола приняли участие и выступили:

заведующий кафедрой политологии Российско-Армянского университета Саркисян Оганес Лаврентьевич

преподаватель кафедры политологии Российско-Армянского университета Дунамалян Норайр Арменович

заведующая кафедрой сравнительной политологии РУДН Мчедлова Мария Мирановна

профессор кафедры сравнительной политологии РУДН Почта Юрий Михайлович

доцент кафедры сравнительной политологии РУДН Казаринова Дарья Борисовна

В ходе круглого стола также состоялось обсуждение дорожной карты по реализации второго этапа совместного научного проекта, плана-проспекта коллективной монографии и плана совместных научных публикаций в периодических изданиях.

Методологический семинар «Развитие гражданской идентичности на постсоветском пространстве»

30 марта в 15.30 в онлайн формате на платформе MS Teams пройдет Методологический семинар «Развитие гражданской идентичности на постсоветском пространств», организованный в рамках международного проекта – гранта РФФИ на выполнение работ по научному проекту № 20-511-05025 «Развитие гражданской идентичности на постсоветском пространстве: тенденции, вызовы, риски (на примере России и Армении)».

В рамках мероприятия планируется обсуждение актуальной методологии, используемой в современной политологии для исследования гражданской идентичности. На семинаре ожидаются выступления сотрудников и аспирантов кафедры сравнительной политологии РУДН и кафедры политологии Российско-армянского (славянского) университета.

Чтобы получить ссылку для подключения, свяжитесь по почте: oganesyan-al@rudn.ru

Текущие научные проекты кафедры

  • Проект ЭИСИ и Минобрнауки РФ  №  Цифровой суверенитет и идентичность: обеспечение безопасности ценностно-смыслового пространства государства в условиях глобального информационного противостояния (2023)
  • Проект ЭИСИ и Минобрнауки РФ  №  Параметры российской цивилизации: суверенитет, солидарность, идентичность (2023)
  • Грант РФФИ на выполнение в 2021-2022 гг. работ по научному проекту № 20-511-05025 «Развитие гражданской идентичности на постсоветском пространстве: тенденции, вызовы, риски (на примере России и Армении)» (2021-2023)

В современных условиях внешней и внутренней нестабильности видоизменения привычных социально-политических конструкций мира, исчерпания потенциала политических стратегий, определяемых институциональными приоритетами, особое значение приобретает поиск смыслов и ценностей, консолидирующих общество. После распада СССР, институциональные демократические модернизационные преобразования не привели к желаемым целям, способствуя формированию авторитарных гибридных режимов или политической нестабильности., актуализируя исследовательский вопрос о диверсификации х стратегий при формировании идентичности в рассматриваемых странах ( Армении и России) : политико-институциональных, ценностно-смысловых, символических, этнических и религиозных и параметрах их соотношения в структуре идентичности. Особенности корреляции исторической памяти, традиции, этничности, языка, культуры и политико-институциональных параметров и гражданской ответственности ставят вопрос о применимости существующих концептуальных схем, оценки существующих рисков и прогнозировании путей политического развития. Сравнительные исследования позволяют вычленить общее и особенное в становлении общегражданской идентичности в независимых странах после распада СССР, выявить пути и детерминанты специфики построения гражданской идентичности, ее ценностного центрирования, действенности или исчерпании стратегий Третьей волны, определить влияние историко-культурных и цивилизационных факторов в современном мире, определить особенности в процессе конструирования идентичности моно- и полиэтнических и религиозных обществах , определить точки пересечения для углубления культурного диалога и политического партнерства рассматриваемых стран.

Under the modern circumstances of external and internal instability, the transfiguration of the usual socio-political world structures, the exhaustion of the potential of political strategies, determined by institutional priorities, the search for meanings and values that consolidate society is of particular importance. After the collapse of the Soviet Union, the institutional democratic modernization transformations did not lead to the desired goals, contributing to the formation of authoritarian hybrid regimes or political instability, increasing the relevance of the research on diversification of x strategies in the process of identity formation in the countries under consideration (Armenia and Russia): political, institutional, axiological-semantic , symbolic, ethnic and religious, and the parameters of their relationship in the structure of identity. The special features of the correlation of historical memory, tradition, ethnicity, language, culture and political and institutional parameters and civic responsibility raise the question of the applicability of existing conceptual schemes, assessing existing risks and predicting political development paths. Comparative studies allow to isolate the general and the special in the formation of common civil identity in independent countries after the collapse of the Soviet Union, to identify ways and determinants of the specifics of building a civil identity, its value centering, effectiveness or exhaustion of the Third Wave strategies, and determine the influence of historical, cultural and civilizational factors in the modern world, identify features in the process of identity construction of mono-and multi-ethnic and religious societies, identify intersection points to deepen the cultural dialogue and political partnership of the countries in question.

Завершенные научные проекты кафедры

  • Проект ЭИСИ и Минобрнауки РФ  № 101215-1-174 "Российская идентичность: политические смыслы и индикаторы ценностной консолидации" (номер FSSF-2022-0040) Руководитель М.М.Мчедлова, ответственный исполнитель Д.Б.Казаринова, исполнители Ю.М.Почта, В.Солуянов (аспирант), О.Букин (аспирант), Д.Шлыкова (магистр) (2022)
  • Грант РФФИ на выполнение в 2020-2021 г.г. работ по научному проекту №  20-011-31777 опн "Религиозные институты у эпоху общественных потрясений: стратегии, трансформация легитимации, ожидания общества" (2022)
  • Грант РФФИ на выполнение в 2019-2020 гг. работ по научному проекту № 19-011-00825 А «Ценностно-политические контексты образовательной миграции» (2019-2020) (2023-2024)

Изучение миграционных процессов является одним из ключей к пониманию современного мирового политического процесса. В настоящее время существует серьезный разрыв между правовой и социальной практикой иммиграции и натурализации в либерально-демократических государствах и любым теоретическим обоснованием такой практики в рамках доминирующего политического нарратива. Политические проблемы миграции обсуждаются в основном в нормативном и этическом контексте, оставляя не решенными собственные вопросы политики. Миграция обостряет противоречие между правами и свободами человека, коллективными формами идентичности, институционально и политически оформленными и трансформацией государственного суверенитета, что актуализирует проблемы соотношение универсального и партикулярного в различных проекциях. Перераспределение влияния вводит в поле политики новых политических игроков в миграционном пространстве: группы интересов, диаспоры, общественные организации, СМИ, образовательные институции, активно выступающие не только за и против прав мигрантов, но и формирующих более широкую повестку, включая символические сюжеты.Образовательная миграция является одним из наиболее популярных и «позитивных», а значит, перспективных направлений миграционного процесса, способствующих диалогу и снижению напряженности в обществе, преодолению предубеждений и стереотипов. В контексте проблемы формирования образа государства в мире, образовательная миграция выступает в качестве средства позитивного восприятия страны и общества среди международного молодежного сообщества. Высшее образование стало одним из часто используемых каналов, через который реализуется государственная политика «мягкой силы», отвечающая ключевому запросу: формирование смысло-образных позитивных конструкций в процессе образования у иностранных студентов, что не тождественно «экспорту образовательных услуг».Интернационализация образования и образовательная миграция, в которые инвестируются значительные средства современных государств, предстают в качестве ключевых инструментов распространения мягкой силы, культурного диалога, продвижения политических ценностей и имиджа государства. Это положение часто является априорным при определении основных направлений образовательной политики большинства современных государств, в том числе России. Однако результаты проведенного исследования демонстрируют неоднозначность этого тезиса. В результате образовательной миграции у студентов возникает менее стереотипический, более сложный и, в то же время, гораздо более критический взгляд на страну пребывания. Студенты, имеющие опыт образовательной миграции в Россию, с одной стороны, более скептично настроены к ней, с другой, в их воспринятии преобладают уже не идеолого-пропагандистские конструкции, а эмоциональные, эстетические, географические связи и ассоциации. Таким образом, сложно говорить об однозначном прямом воздействии российской мягкой силы в результате развития интернационализации российского образования и входящей образовательной миграции. Исследование показало, что цели, которые ставит перед собой государство, инвестируя в обучение иностранных студентов бюджетные средства, достигаются не во всех случаях образовательной миграции (особенно при краткосрочной – до одного года). Гораздо более лояльное отношение к стране-реципиенту образовательной миграции формируется при среднесрочном (от года до двух) и долгосрочном (от двух до пяти-семи лет) пребывании, то есть на полный срок реализации образовательной программы.Конкретные результаты: опрос методом он-лайн анкетирования представителей иностранной студенческой молодежи (N=195); подготовка статей в ведущих научных журналах (РИНЦ -9 (Scopus – 2), поданы к публикации - 1); защищена ВКР аспиранта и обсуждена с рекомендацией к защите кандидатская диссертация исполнителем гранта – 1; защита кандидатской диссертации под руководством руководителя исследования – 1; защита магистерских диссертаций под руководством руководителя и исполнителя гранта - 2. Результаты исследования были представлены на 15 международных и всероссийских конференциях. Организовано и проведено 2 круглых стола сотрудников, аспирантов и студентов Факультета гуманитарных и социальных наук РУДН, опубликовано 1 учебное пособие

  • Грант РФФИ на выполнение работ по научному проекту № 19-011-31713 «Религия в современной России: от социальной роли к политическим смыслам" (2019)

Многообразие современных граней и контекстов проявления религиозных интенций в логике перетекания смыслов из социального в политическое пространства отражаются в ряде проекций: переформатировании привычных социально-политических координат мира, изменении традиционных логик и иерархий смыслов и институтов, возникновении гибридных форм сознания и поведений. Общественные поиски политизированных религиозных смыслов, диверсифицированное целеполагание и стратегии религиозных акторов становятся как источником социального напряжения, так и амортизирующим ресурсом в параметрах российского общества и политики. Перераспределение нормативно-институционального и ценностного баланса в социальной и политической сферах, смысловые узлы пересечений социальной, политической и религиозной сфер индуцируют нормативно-правовые коллизии, мировоззренческие столкновения и маркируют политическую конфликтность. В российском поликонфессиональном обществе смещение активности и приоритетов религиозных организаций из традиционных областей, связанных с нравственными и социальными контекстами, в сторону политики, столкновение и диффузия светских и религиозных сегментов имплицирует диверсификацию рефлексий, идейные дискуссии и разнонаправленные социальные и политические практики. Вариативность смыслов и политических стратегий на границах религии, общества и политики предполагает учет большой проблемной палитры: от исторического опыта существования в российском обществе различных мировоззренческих и религиозных традиций до контекстов национальной безопасности, от медийных дискуссий до социального служения. Невозможность сведения всего многообразия религиозных интенций в политическом, социальном и личностно-персональном фокусах к единой каузальной схеме предполагает в области государственно-конфессиональных отношений в России диверсификацию и адаптативность управленческих решений, гибкость политической прагматики.

  • Модуль «Трансформация социальных и политических ценностей: практика ЕС» (TSPV) - проект, осуществляемый кафедрой сравнительной политологии Университета РУДН в рамках программы Erasmus + Jean Monnet Module. с 2016 года.

Научный семинар кафедры "Социокультурные факторы в политике"

Руководитель: д.ф.н., проф. Ю.М.Почта