Познавательные каникулы

Институт физических исследований и технологий 23 ноября 2019 года завершил работы по реализации проекта Департамента образования и науки города Москвы "Познавательные каникулы" для учащихся московских школ, участвующих в городском проекте "Инженерный класс в московской школе".

В рамках этого проекта нам необходимо было организовать проведение трёх циклов мероприятий по 24 академических часа каждый в каникулярное время (всего 72 академических часа).

Каждый цикл предусматривал следующие виды деятельности:

•      Практических лабораторных занятий в лабораториях по 2 ак. часа: 3 занятия

•      Практических занятий «IT технологии» по 2 ак. часа: 3 занятия

•      Практических занятий «Азбука радиоэлектроники» по 2 акад. часа: 3 занятия

•      Экскурсий в учебные и научные лаборатории Института физических исследований по 2 акад. часа: 3 экскурсии.

В ходе мероприятий учащимся предложено посетить учебные и научные лаборатории ИФИТ, познакомиться с новейшими методами проведения физического эксперимента, увидеть своими глазами работу современных высокотехнологичных установок.

Расписание, по которому проводились мероприятия, размещалось на сайте profil.mos.ru

В общей сложности наши мероприятия посетили более 350 московских школьников.

Первый цикл мероприятий «Познавательные каникулы» начался 31 мая 2019 г. 4 практическими занятиями в учебных лабораториях «Механика», «Электричество и магнетизм», «Молекулярная физика», «Оптика».

Затем последовало 3 экскурсии в учебные и научные лаборатории Института физических исследований и технологий (ИФИТ) РУДН 05 июня, 07 июня и 11 октября 2019 г.

Далее были проведены 3 практических занятия «IT технологии» (9 октября – 2 занятия, 22 ноября – 1 занятие).

Завершился цикл мероприятий 3 практическими занятиями «Азбука радиоэлектроники» 10 октября – 2 занятия и 22 ноября – 1 занятие.

Ниже представлен фотоотчёт по первому циклу.

В лаборатории механики

В лаборатории электричества

Второй цикл мероприятий «Познавательные каникулы» прошел с 9 по 11 ноября 2019 г. в каникулярное время (для школ с триместрами).

Было проведено 3 практических занятия в учебных лабораториях «Механика», «Электричество и магнетизм», «Оптика» (9, 10 и 11 ноября 2019г.).

Были также проведены 3 экскурсии в учебные и научные лаборатории Института физических исследований и технологий (ИФИТ) РУДН (9 ноября – 2 экскурсии, 10 ноября - 1 экскурсия).

Также были проведены 3 практических занятия «IT технологии» (9, 10 и 11 ноября 2019г.).

Помимо этого, были проведены 3 практических занятия «Азбука радиоэлектроники» (10 ноября, 11 ноября – 2 занятия).

Ниже представлен фотоотчёт по второму циклу.

Мальчишки "зависли" над электролитической ванной

Возможно, это наши будущие студенты

Третий  цикл мероприятий «Познавательные каникулы» прошел 22-23 ноября 2019 г. в каникулярное время (для школ с четвертями).

Было проведено 3 практических занятия в учебных лабораториях «Механика», «Электричество и магнетизм», «Оптика» (22 ноября 2019г. – 2 занятия и 23 ноября 2019г. – 1 занятие).

Были также проведены 3 экскурсии в учебные и научные лаборатории Института физических исследований и технологий (ИФИТ) РУДН (22 ноября – 2 экскурсии, 23 ноября - 1 экскурсия).

Также были проведены 3 практических занятия «IT технологии» (22 ноября – 1 занятие и 23 ноября 2019г. – 2 занятия).

Помимо этого, были проведены 3 практических занятия «Азбука радиоэлектроники» (22 ноября – 1 занятие и 23 ноября – 2 занятия).

Ниже представлен фотоотчёт по третьему циклу.

В.В. Андреев показывает зоны Френеля

… а затем "заряжает аудиторию" положительным зарядом.

Следует отметить огромную практическую ценность проведённых мероприятий, а именно профориентационную направленность проведённых нами мероприятий со школьниками.

Нами преследовались такие цели как профориентация обучающихся образовательных организаций города Москвы и популяризация научно-технических специальностей в рамках реализации проекта предпрофессионального образования «Инженерный класс в московской школе», а также выявление и развитие творческих и интеллектуальных способностей талантливых обучающихся.

Не секрет, что сегодняшняя острая нехватка квалифицированных инженерных и научных кадров в реальном секторе экономики России приводит к необходимости повышения количества и качества подготавливаемых специалистов в естественно-научной и технических областях.

Одним из методов решения данной задачи является проведение профильных мероприятий просветительского характера, вовлечение учащихся образовательных организаций города Москвы в исследовательскую среду путем их непосредственного участия в практической работе, что позволяет сформировать представление о возможностях и перспективах выбранной профессии на ранних этапах обучения, позволяет увеличить качество образования за счет заинтересованности учащихся в выбранной специальности.

Данный проект является логическим продолжением работ, начатых коллективом Института физических исследований и технологий в 2016-2018 годах. В проекте мыт использовали эффективные и уже отработанные форматы мероприятий, но с новым методическим, учебным наполнением и техническим сопровождением.

Как показал опыт сотрудников Института физических исследований и технологий РУДН по разработке и созданию программно-аппаратных средств постановки и проведения экспериментальных исследований различной направленности, а также внедрение IT-технологий в учебный лабораторный практикум широко используется школами, принимавшими в них участие. Работа с современным лабораторным и измерительным оборудованием под руководством специалистов, а также отработанные методические подходы облегчают учащемуся освоение сложных разделов изучаемых дисциплин и способствуют расширению научно-технического кругозора.

Как уже отмечалось выше, одной из основных целей, преследуемых нами в ходе проведения мероприятий было привлечение внимания потенциальных абитуриентов к направлению подготовки "физика", реализуемому в Российском университете дружбы народов. Ребята, пришедшие к нам, смогли своими глазами увидеть университет изнутри, побывать в новых лекционных аудиториях, пообщаться со студентами и узнать их впечатления от РУДН. Школьники увидели современные учебные и научные лаборатории. Из учебных лабораторий это: лаборатории механики, молекулярной физики, электричества и магнетизма, оптики, радиоэлектроники.

Конечно же, мы показали ребятам и научные лаборатории. Это лаборатории физики газового разряда, лабораторию физики плазмы, где учащиеся смогли своими глазами увидеть самое современное дорогостоящее физическое оборудование, задать вопросы сотрудникам лаборатории и организаторам экскурсий.

Особо следует отметить проведение практических лабораторных работ в лабораториях общего физического практикума. В ходе таких работ ребята смогли "пощупать" некоторые физические явления своими руками, получить практический результат измерений в ходе эксперимента, познакомиться с теорией ошибок физических измерений.

Мы надеемся, что посещение Института физических исследований и технологий надолго запомнится нашим гостям и в скором будущем мы сможем их увидеть в качестве наших студентов.